- в Париже Кристо присоединяется к кругу "новых реалистов" и начинает создавать свои первые авангардные произведения. его первым и ведущим творческим методом становится" упаковывание", "заворачивание" обыденных предметов в различные непрозрачные материалы.
- параллельно Кристо начинает упаковывать массивные грузные предметы, не имеющие определенной узнаваемости. нагромождения упаковки на этих предметах приобретало новые визуальные формы и придавало предметам иные грани пластической и эстетической ценности.
- в 1966 Кристо пробует экспериментировать с воздушными объектами, изготовленными из прозрачных или полупрозрачных невесомых материалов, обычно служащих для упаковки или облачения масштабных производственных частей.
Христо Явашев более известный как Х(К)ристо прятал от всего мира предметы ( и даже целые острова ) во времена, когда поп-арт громко кричал этикетками и образами массовой культуры.
когда художники исследовали рутинные вещи на предмет включения их в среду искусства путем тиражирования и акцентирования, Кристо укутывал их в ткань, стирая их узнаваемый образ и извлекая из них совершенно новые, иные визуальные формы.
Кристо родился 13 июня 1935 года в советской Болгарии. получил академическое образование в Софийской Академии художеств, где в то время преподавали исключительно разрешенные формы социалистического искусства.
в 50е годы Кристо находит возможность бежать из унылого и душного социализма в виду отсутствия возможных перспектив развития ( стоит упомянуть, что не все страны бывшего соцлагеря не имели инфраструктуры для выращивания кадров современного искусства. в качестве исключения, история Марины Абрамович, родившейся и выросшей в Югославии ). он пересекает границу с Чехословакией в составе группы из 18-ти беженцев и двигается далее по направлению в Париж.
Кристо прибывает в Париж, где первое время зарабатывает средства для существования с помощью частных заказов на портреты. одним из написанных им на заказ портретов становится портрет матери его будущей супруги Жанны-Клод де Гийебон, союз с которой продлится до самого конца жизни женщины.
в Париже Кристо присоединяется к кругу "новых реалистов" и начинает создавать свои первые авангардные произведения. его первым и ведущим творческим методом становится" упаковывание", "заворачивание" обыденных предметов в различные непрозрачные материалы.
в одном из первых проектов он использует главный образ поп-арта - консервную банку, в первую очередь ассоциирующуюся с супом Кэмпбэлл и Энди Уорхолом, сделавшим эту вещь главным символом поколения.
в то время, как в рамках поп-арта, банка супа была объектом коммерческого, рекламного искусства, Кристо превращает обычную банку в произведение скульптурного, почти классического искусства. окутывая плотной тканью, спрятав первоначальны облик предмета, он акцентирует его форму, возвращает ему фактурные свойства и наделяет новыми внешними характеристиками.
параллельно Кристо начинает упаковывать массивные грузные предметы, не имеющие определенной узнаваемости. нагромождения упаковки на этих предметах приобретало новые визуальные формы и придавало предметам иные грани пластической и эстетической ценности.
зритель мог наблюдать, как на неизведанном, неизвестном ему объекте формируются объемы, как драпируется ткань, как соревнуются между собой складки, словно вьющиеся полотнища античных статуй.
пробираясь взглядом сквозь слои упаковки, зритель мог только догадываться, что скрыто под этим покрывалом. ощущение постоянного безкульминационного саспенса возводит эти работы Кристо к произведениям сюрреалистов.
подобно Мэну Рею, фотографу-дадаисту, изготавливающему таинственные объекты с указанием скрытого предмета в названии, Кристо создавал произведения, в которых при взгляде на него вполне считывается или угадывается укутанный предмет.
накладывая на предмет слой дополнительного материала, художник наслаивал новые, не предполагаемые до этого акта, смыслы и ценности.
в 1961 году Кристо впервые решает применить свою технику на живом объекте - женщине. он буквально упаковывает живую модель, заворачивая её в пластиковую пленку.
эта жутковатая "живая скульптура", связанная жгутами словно в технике шибари, отсылает к жесту Ива Кляйна, который превращал моделей в "живые кисти".
в 1962 Кристо осуществляет свой первый проект вне пространства мастерской. он перегораживает одну из улиц Парижа импровизированной баррикадой, состоящей из нефтяных бочек.
работа просуществовала всего несколько часов, поскольку была расценена, как нелегальная. физически остановив движение в городском пространстве, художник говорил о свободе в прямом и широком смысле этого слова.
будучи дитем социалистического государства, Кристо вспоминал свою историю и историю целого народа, находящегося за железным занавесом. нефтяные бочки здесь выступают как пророчество художника о новой несвободе, экономической и экологической зависимости человечества от нефти.
в 1964 Кристо и его супруга Жанна-Клод мигрируют в Америку, в город, построенный беженцами и мигрантами, такими же, как и они сами.
в 1968 Кристо масштабирует свои идеи и продолжает работать с циллиндрической, неординарной формой бочек. теперь он решает построить мастабу* из бочонков, создавая сооружение бывшего ритуального назначения из актуальных материалов, остатков деятельности нашей современности. пустые бочки из под промышленных жидкостей, по сути, очередной тип упаковки, становятся произведением искусства,
*мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри.
в 1977 идея древнеегипетской усыпальницы из бочек согласно задумке Кристо должна была переместиться в аналогичный исторический пейзаж, а именно в пустыню вблизи Абу-Даби. планировалось создать объект по величине, сопоставимый или даже конкурирующий с египетскими пирамидами, но проект так и остался нереализованным на текущий день.
в 1966 Кристо пробует экспериментировать с воздушными объектами, изготовленными из прозрачных или полупрозрачных невесомых материалов, обычно служащих для упаковки или облачения масштабных производственных частей.
объект представляет собой обмотанный нитями воздушный шар из прозрачно пластиковой пленки, заполненный мелкими воздушными шарами. Кристо создает иллюстрацию в гиперболическому выражению "пустота в пустоте".
похожую интерпретацию получает воздушная башня, напоминающая один из проектов утопической архитектуры советского архитектора Крутикова или Пизанскую башню, только еще более нестабильную, или воздушный небоскреб, парящий над землей.
серия воздушных объектов завершается в 2013 году созданием гигантского воздушного шара, внутрь которого зритель может попасть и ощутить масштабность этой фигуры.
огромное белое пространство, несоразмерное человеку, но при этом не угнетающее, формируется за счет округлой формы потолка шара и мягкого света, имитирующего солнечный свет в облачную погоду.
в 1966-1968 Кристо работает в Нью-Йорке, создавая концепцию упаковки целых домов, гигантских небоскребов. он создает серию коллажей, подготовительных макетов и графических работ, средства с продажи которых инвестирует в будущие проекты.
благодаря созданию эскизам Кристо самостоятельно финансировал все свои проекты. также в последствии все пространственные объекты фотографировались, а полученные фотографии коммерчески реализовывались.
в 1968 году Кристо оборачивает в ткань и перевязывает канатами церковь и фонтан на главной площади небольшого итальянского города Сполетто и средневековую башню вблизи него.
Кристо заигрывает с масштабами, создает нереальные, фантастические, но при этом реализованные человеком, объекты в реальной среде, уподобляясь сюрреалистам. привычные сооружения становятся особенными и обретают новый визуальный контекст, цитируя эффект магриттовских картин.
в 1969 году Кристо задумывает придать новый облик и обернуть в ткань кроны деревьев Елисейских полей, но проект не получает реализации в Париже.
деревья все-таки становятся "упакованными" в 1997-1998 в Швейцарии. Кристо принципиально выбирает для реализации открытое пространство с широкой перспективой, а также зимнее время года, когда крона деревьев похожа на тонкое кружево. деревья заворачивают в полупрозрачную летящую ткань и формуют силуэт за счет натягивания нитей, оставляя ствол голым и нетронутым.
пейзаж местности моментально трансформируется в кажущуюся нарисованной с помощью CGI картинку, а деревья становятся частью дополненной реальности.
в 1968 году начинает подбираться к осуществлению идеи упаковки целых зданий.
поскольку процесс требовал большого количества согласований и решения бюрократических вопросов, первые монументальные проекты были созданы в сотрудничестве с музеями современного искусства. сам Кристо с иронией говорил :
"мы создаем красивые вещи, но совершенно бесполезные".
"упакованный Кунстхалле" стала первым архитектурным сооружением, заработавшим как монументальная скульптура, оммажированная к мраморным постаментам и античным льющимся драпировкам.
2500 квадратных метров полиэтилена исключало здание из городской среды, но при этом полностью не лишая его присутствия и видимых контуров, открывающих уже совершенно иной визуальный образ.
словно объект, находящийся на реставрации и спрятанный под защитной пленкой, "новый" музей привлекал новую волну внимания и интереса к своему внешнему облику, вздымающимся складкам и мерцающим бликам полиэтиленовой оболочки.
затем ткани Кристо начинают проникать в интерьеры галерей и музеев, облачая внутреннее пространство белыми драпировками.
в 1969 году художник создает первый проект, в котором главным героем становится природа,
а именно австралийский берег, расположенный на юге Сиднея.
один миллион квадратных футов специально избранной ткани, безопасной для экологии и предотвращающей эрозию, были использованы для упаковки скалистого берега. привычный природный ландшафт, динамичный, состоящий из смешивающихся деталей, видоизменяется и воспринимается как единое целое, как монолитная скульптура.
Кристо часто сравнивают с лэнд-артистами, но это не совсем корректная параллель, поскольку объекты художника всегда имеют временный характер существования.
Кристо не преследует цель глобального изменения мира с помощью внедрения своих произведений в среду, напротив, он не вторгается в среду, а лишь меняет восприятия некоторых её фрагментов, не прячет природу, а подчеркивает её красоту, цельность и гармоничность форм.
в 1970 году художник повторяет трюк с оборачиванием интерьеров и упаковывает интерьеры Музея изящных искусств Филадельфии.
центральным объектом этого проекта становится огромная лестница, покрытая белой тканью, по ступеням которой последняя стекает как густая вода, образуя каскады архитектурного водопада.
позже в 1978 году организуется выставка-инсталляция Кристо, в рамках которой он заполняет пространство всей галереи струяющимися белыми драпировками, включая упаковку всех предметов мебели.
кажущимся пустым пространство галереи перестает являться таковым, наполняясь объемом и фактурностью разбросанной ткани.
занавес в долине штата Колорадо стал одним из самых технически сложных и быстрозавершившихся проектов Кристо.
занавес из ярко-оранжевой ткани подчеркивал чашеобразную форму долины, а также контрастировал с доминирующими в пейзаже оттенками.
конструкция занавеса была закреплена на несущих ребрах, подвешенных на основном тросе, соединяющим склоны долины. 28 месяцев объект возводился силами строительной и инженерной группы в составе почти ста человек. 11 августа 1972 года, спустя 28 часов после завершения работ, начался шторм, который принудил организаторов удалить полотно, чтобы предотвратить возможные жертвы.
в 1974 году Кристо упаковывает участок римской стены, построенной во времена правления Аврелиана.
художник буквально запаковывает время, консервируя античную архитектурную композицию. при этом он делает объект инклюзивным для окружающей среды, поскольку оставляет 3 из 4 арок доступными для автомобильного движения.
в 1974 году вновь вдохновляется природными ландшафтами и покрывает плавающей тканью часть побережья, создавая впечатление лагуны, затянутой пленкой.
масштабность проектов художника продолжает наращиваться в проекте "Бегущая изгородь", представляющий собой 40-километровый забор, напоминающий Великую Китайскую стену, из стальных тросов, между которым натянута белая нейлоновая ткань.
согласование реализации этого проекта заняло 42 месяца, поскольку требовало получения разрешения на каждом участке частной собственности, входящем в план строительства изгороди.
внедрение линейных форм продолжается в проекте городского парка в Миссури. художник прокладывает дорожки парка яркой охристой тканью, подчеркивая его исторический стиль и придавая динамичность привычному маршруту.
искрящийся канареечный желтый станет фирменным цветом Кристо, который он продолжит использовать в следующих преображениях среды.
в 1983 году Кристо окружает 9 островов в бухте Майями яркой розово-фуксиевой тканью, подчеркивая колорит местной фауны и особенный аутентичный характер жизни местного населения, предполагающий различные способы взаимодействия между сушей и водой.
во время установки тканевых каркасов экипажами было вымыто около сорока тонн бытового мусора, включая шины, дверцы холодильников, матрасы, брошенные лодки и пр.
в 1991 году 9 октября Христо и Жанна-Клод открыли 3100 зонтов в присутствии художников на обеих частях инсталляциях, в разных концах планеты. желтые зонтики в калифорнийской долине и голубые в Японии отражали сходства и различия в образе жизни местного населения, использовании природных ресурсов и климатических условиях.
голубые зонтики, расставленные в Японии, повторяли своей угловатой формой геометрию рисовых полей, а также насыщенность местной почвы влагой и густой растительностью.
на просторах калифорнийских пастбищ расстановка зонтиков была случайно и причудливой, неравномерно распределенной и распространяющейся по разным векторам. желтый цвет был созвучен с засушливой, разгоряченной калифорнийской землей.
вопреки отрицающим вне новшества парижанам, Кристо в 1985 году придает новый облик старейшему парижскому мосту The Pont Neuf.
450.000 футов шелковистой ткани золотистого цвета песчаника или травертина покрыли всю протяженность моста, включая боковые стороны и своды двенадцати арок, фонари, тротуары и бордюры.
обертывание моста продолжило культурную традицию метаморфоз, происходивших с конструкцией в разные исторические периоды, и превратило его в произведение искусства на 14 дней.
с 1971 года Кристо добивался разрешения на "упаковку" Рейхстага, и эта возможность появилась спустя 4 года после объединения Германии и возвращения Берлину статуса столицы. 24 июня 1995 года оборачивание здания было завершено, а через 14 дней все материалы были сняты с фасадов.
серебристая ткань, дополненная синими канатами, создавала ощущение здания, покрытого подвижной бумагой и разрисованного шариковой ручкой. бегущие потоки вертикальных складок подчеркивали особенности и пропорции внушительной конструкции Рейхстага.
в 2005 году Кристо разворачивает масштабную инсталляцию в Центральном парке Нью-Йорка, состоящую из 7503 ворот, расставленных в соответсвии с пешеходными тропами парка.
ворота, напоминающие японские ритуальные врата - тории, были упрощены до минималистичной, угловатой формы, отражающей сетчатый узор городских кварталов Нью-Йорка. свободно струящиеся полотна цвета шафрана виднелись издалека и пробивались сквозь голые ветви деревьев, добавляя согревающей теплоты и имитируя солнце в сером зимнем мегаполисе.
в 2016 году за 16 дней итальянское озеро Изео было переосмыслено и наполнено системой плавучих пирсов из желтой мерцающей ткани. направляющие пирсов акцентировали незаметные углы и природные формы берегов, а также открывали доступ к ранее удаленным берегам - своеобразная интерпретация плавучей инфраструктуры озера.
посетители и туристы пирсов могли познакомиться с произведением искусства, прогуливаясь по нему. ощущение нестабильной конструкции под ногами создавало ощущение, "как будто ступаешь на воду или на спину кита".
последний реализованный проект Кристо - лондонская мастаба из нефтяных бочонков - был установлен в 2018 году. бочки розовых, красных и синих цветов, словно точки в картине пуантилистов, при взгляде издалека смешивались в одну насыщенную фуксию.
оммажирование самому себе в форме исполнения конструкции, а также в выборе цветовых решений объекта является заключительным приемом в творческой биографии художника.
Кристо - художник, реализовавший понятие интерпретации в совершенно удивительном контексте. добавляя к уже существующей среде дополнительные слои, прятав некоторые её фрагменты, он преображал действительность и давал зрителям возможность самого неочевидного восприятия привычных вещей.
в век музейных пространств и галерей, Кристо создает новаторское, масштабное и монументальное "environment art", призванное вынести произведения "на свежий воздух", сделать их доступными и принадлежавшими любому человеку, расширить границы возможного в искусстве и своей временностью повысить его ценность.