Найти тему

Формулировка темы курсовой работы за 15 минут без ошибок

Типичная ситуация для студента: тему работы определил, но вот с формулировкой проблема. Давайте разберемся, какие ошибки чаще всего встречаются на этом этапе:

  • Ошибка 1 - широкая тема

Например, "Мотивация персонала" - это широкая тема и писать о ней можно бесконечно. Осознание этой бесконечности придет уже на этапе работы с источниками и литературой. Захочется написать и о понятии, и о научных школах, и о теориях мотивации, и много еще о чём.

Если у вас именно так - это сигнал - стоит сузить тему.

После просмотра источников и литературы - задайте себе вопрос: Что из мотивации персонала меня привлекает больше всего?

И тогда тема станет более узкой. Например "Мотивация персонала: опыт современных российских компаний" или "Мотивация персонала в Японии: традиции и современные тенденции". А может вам интересен процесс построения системы мотивации и тогда ваша тема "Технология построения эффективной системы мотивации в компании".

  • Ошибка 2 - тема НЕ актуальна

Студенту сложно разобраться в актуальности темы, не имея обширных знаний и опыта. Поэтому стоит обратить внимание на критерии актуальности темы курсовой.

Тема актуальна, если:

  • по ней имеются публикации за последние 5 лет (см. научные электронные библиотеки eLIBRARY.RU, КиберЛенинка);
  • профессиональное сообщество активно ее обсуждает на интернет-площадках, конференциях, форумах (см. сайт Конференции.RU);
  • есть ряд современных экспертов, которые активно занимаются данной тематикой
  • есть статистика: результаты исследований, опросов и мониторинга (см. ВЦИОМ, российские и мировые аналитические агентства).
Фото из личного архива автора статьи
Фото из личного архива автора статьи
  • Ошибка 3 - многословие в формулировке темы

Сразу скажу, что стандартов, которые бы регламентировали количество слов в формулировке темы курсовой - нет. Однако в научном сообществе есть негласные правила.

Общее количество слов в названии не должно превышать 8-10, из которых 2 - это служебные части речи. Например, "SMM-продвижение нефтяной компании в социальной сети «ВКонтакте» (на примере АО «Самотлорнефтегаз").

Именно такая формулировка темы курсовой оптимально воспринимается на слух и визуально, большее количество слов затрудняет восприятие.

Подведем итоги, если вы выбрали узкую тему, которая актуальна и сформулировали ее в рамках 8-10 слов, можно говорить, что вы успешно справились с поставленной задачей и облегчили работу на следующих этапах.

С искренними пожеланиями, Татьяна Патрахина , кандидат философских наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовского государственного университета.