Найти в Дзене
Елена Кабакова

Алла Пугачёва - София Ротару. Еще раз о битве фанатов.

Окончание. Начало - https://zen.yandex.ru/media/id/5fafaa9c26c0277b9a1c3c6b/alla-pugacheva-sofiia-rotaru-bitva-fanatov-chast-1-5fdef5f08ae4867dad7b7bad
Ирония
Судя по многим кино- и телематериалам С. Ротару всегда чрезвычайно серьёзна. Даже когда улыбается, в телекамеру смотрят серьёзные глаза. Во время концерта певица шутит с зрителями, но, как только переходит к песне, снова становится

Начало темы -

https://zen.yandex.ru/media/id/5fafaa9c26c0277b9a1c3c6b/alla-pugacheva-sofiia-rotaru-bitva-fanatov-5fdef5f08ae4867dad7b7bad

Ирония

Судя по многим кино- и телематериалам С. Ротару всегда чрезвычайно серьёзна. Даже когда улыбается, в телекамеру смотрят серьёзные глаза. Во время концерта певица шутит с зрителями, но, как только переходит к песне, снова становится серьёзной. Невозможно забыть о том, что она на сцене работает. С. Ротару на сцене, как правило, исполняет одну роль - роль Софии Ротару.

Давно замечено, что почти каждая песня А. Пугачёвой - небольшой спектакль, музыкальная драматическая миниатюра, со своим настроением и со своей героиней. Как следствие, певица многолика.

К тому же в репертуаре А. Пугачёвой всегда находилось место для шуточных песен:

Волшебник-недоучка (А. Зацепин - Л. Дербенёв), 1975.

Всё могут короли (Б. Рычков - Л. Дербенёв), 1977.

Песенка первоклассника (Э. Ханок - И. Шаферан), 1978.

Папа купил автомобиль (А. Пугачёва - О. Милявский), 1978.

Самоирония может быть направлена на саму певицу или на героиню её песни:

Посидим, поокаем (В. Муромцев - И. Резник, с ВИА "Весёлые ребята"), 1974.

"Живи спокойно, страна!" (И. Крутой - Л. Рубальская), 2002.

Там, где героиня А. Пугачёвой испепеляет иронией своего нерадивого поклонника, героиня С. Ротару переживает:

"Мотылёк" (В. Матецкий - Л. Воронцова), 1993.

"А ты не знал" (А. Венгеров - И. Резник), 1998.

В общем-то ироничность одной и серьёзность другой не может повлиять на оценку их творчества: разные люди, разные темпераменты, разные грани таланта. Пишу я об этом, чтобы отметить интересную возможность, которую открыли А. Пугачёвой особенности её характера и таланта.

Как у эстрадных певиц, существенную долю в репертуаре А. Пугачёвой и С. Ротару составляют песни о любви. Конечно, о любви можно петь в любом возрасте, ведь "Любви все возрасты покорны...". Но...

"Сделай эту ночь такой" ( В. Матецкий, А. Укупник - М. Файбушевич), 1998.

Этой ночью бокал вина
Кружит голову мне все сильней.
Этой ночью я просто пьяна,
Но пьяна я любовью твоей.
Этой ночью ты со мною рядом
Не сможешь уснуть до утра.

ПРИПЕВ:
Сделай эту ночь такой,
Чтоб запомнить навсегда.

Когда эту песню исполняет 20-летняя, как теперь говорят, "пивица", эта песня звучит пошловато (но этому не привыкать нашей попсе), а когда исполнителю за 50 или под 70, - смешно.

Песни А. Пугачёвой о любви не выглядят ни пошло, ни смешно, потому что эти песни фокусируются в двух крайних точках эмоционального диапазона: они либо патетичны, либо ироничны. Драматизм и патетика песни не оставляют места для пошлости, ирония расставляет нужные "смеховые" акценты, увеличивая дистанцию между актрисой и героиней, а ролевая сценка, которая непременно разыгрывается на глазах у зрителей, лишает песню всякой двусмысленности. Ушла и исповедальность, автобиографичность песен лирической героини 1980-х годов. Появился нарратив - уже не любовь, а рассказ о любви.

"Настоящий полковник" (А. Пугачева - Ю. Исаков (А. Исаев А.)), 1994.

"Мэри" (слова и музыка А. Пугачёвой), 1995.

"Мадам Брошкина" (слова и музыка А. Ружицкого), 2000.

А вот пример любовной патетики от А. Пугачёвой:

"Любовь, похожая на сон" (И. Крутой - В. Горбачева), 1994.

"Позови меня с собой" (слова и музыка Т. Сгежиной), 1997.

"Опять метель" (К. Меладзе - К. Меладзе, Дж. Поллыева, с К. Орбакайте), 2007.

Жизненная достоверность и доверие зрителей остаётся за А. Пугачёвой.

Классики

Выбор песни и тщательная работа над её текстом - сильная сторона А. Пугачёвой-певицы. Неслучайно в её репертуаре много песен на стихи поэтов - признанных классиков русской и мировой поэзии: У. Шекспира, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и др. И надо сказать, это были удачные опыты:

"По улице моей..." (М. Таривердиев - Б. Ахмадулина), 1975.

"У зеркала" (М. Таривердиев - М. Цветаева), 1975.

"Ленинград" (А. Пугачева - О. Мандельштам), 1977.

"Любовью за любовь" (Т. Хренников У. Шекспир, перевод Самуила Маршака, из к/ф "Любовью за любовь", реж. Т. Березанцева, Мосфильм, 1983), 1983.

"Свеча горела" (А. Пугачёва - Б. Пастернак), 2000.

Попытка познакомить советского зрителя с современной поэзией требовала от актрисы не только безупречного вкуса, но и смелости: многие из этих авторов официально если были не запрещены, то не приветствовались в советские годы.

Гениальные стихи подчас ложились на гениальную музыку - М. Таривердиева, Т. Хренникова. Раскрылся в полной мере не только исполнительский, но и композиторский дар самой А. Пугачёвой.

Ну а за то, что художник "...продал свой дом, Продал картины и кров", - ругали А. Вознесенского, а пародировали А. Пугачёву: "Миллион алых роз" (А. Вознесенский - Р. Паулс), 1982.

"Высокая поэзия" присутствовала и в песнях С. Ротару:

"Верность женская моя" (А. Мажуков - А. Блок), б/г.

"Голос в телефоне" (А. Морозов - Н. Заболоцкий), 1988.

София Ротару испробовала ещё один путь к душе публике. То, что делала А. Пугачёва с поэзией, С. Ротару пыталась сделать на музыкальном поприще - открыть советскому слушателю cover'ы иностранных популярных песен в своём исполнении. Широкой публике большинство этих песен, насколько я понимаю, не стали известны, но иногда они подходили голосу С. Ротару и стилистически были близки ей:

"Мир как океан" (B. Kaempfert - ?), 1969. Оригинал: Strangers in the Night (B. Kaempfert - Ch. Singleton, Ed. Snyder), исп. Ф. Синатра, 1966.

"Воларе" (Domenico Modugno - ?), 1979. Оригинал: Volare (Д. Модуньо - Ф. Мильяччи), 1958.

Снова пригодилась Москва:

"Здравствуй, Москва!" (Ralph Siegel - ?), 1980. Оригинал: Moskau (Р. Зигель - Б. Майнунгер), 1979, исп. Dschinghis Khan.

"Только этого мало" (В. Матецкий - Арс. Тарковский), 1987.

Претенциозность и экспериментаторство С. Ротару (а вернее, внутренняя тяга к китчевости) обернулись пальбой по зрительскому залу: интеллигенция отхлынула и не простила безумно-бездумные, сияющие от радости глаза Ротару, дёргающейся в такт музыки и распевающей стихи Арсения Тарковского. Виртуальный зрительский зал С. Ротару зазиял пустыми местами. Конечно, они со временем заполнились, но публика уже была другая.

Вокальное мастерство

"Мама" (А. Броневицкий - О. Милявский), 1965.

Софии Ротару - 18 лет. У неё сильный, негибкий, необработанный, прямолинейный голос, местами грубоватый и даже крикливый. Услышав слово "мама", можно подумать, что это беспризорник горланит свою жалостливую песню, в надежде растрогать жестокие сердца людей, спешащих мимо него по своим делам. Это забавно, наивно, трогательно.

Но дело в том, что таким голос у С. Ротару и остался. Чтобы убедиться в этом, можно послушать, как она, уже зрелый мастер советской эстрады, исполняет песню в дуэте с К. Готтом - так, будто она поёт одна, голоса вместе не звучат, потому что С. Ротару солирует.

Отчий дом (Е. Мартынов - А. Дементьев), 1978.

Недостаточно? Тогда послушайте, как песню "Лебединая верность" исполняет автор - Евгений Мартынов, и она - София Ротару:

"Лебединая верность" (Е. Мартынов - А. Дементьев), 1975.

Ненужные здесь сильный голос и мелизмы Ротару ненужно затягивают песню и придают ей рваный ритм, что противоречит её содержанию - мгновенности, неожиданности катастрофы, и её основному настроению - нежности. Вообще складывается впечатление, что Е. Мартынов... поёт не только о лебедях.

А это Алле Пугачёвой - 20. И голос ложится на музыку, и настроение то самое, и классицизм - и, по-моему, безупречно.

"Уехал славный рыцарь мой" (М. Таривердиев - В. Коростылев, из к/ф "Король-олень", реж. П. Арсенов), 1969.

А вот её дуэт с В. Кузьминым: "Две звезды" (И. Николаев - И. Николаев, П. Жагун), 1986.

Скажете, кричит? Так це поп-рок! А вместе они как? А как звучит её голос под гитарное соло? Настоящий дуэт. Действительно, "два голоса среди молчания...", потому что замолкаешь и слушаешь.

Итоги

Свобода - опасное испытание. Для меня С. Ротару - это несколько
ходульный кумир, которого на сцене удерживали невидимые, но крепкие нити. Эти нити держали в руках отнюдь не чиновники партаппарата, а блестящие композиторы, с которыми она работала (среди них, например, Арно Бабаджанян, Д. Тухманов, А. Зацепин и др.), и поэты-песенники (А. Дементьев, Л. Дербенёв, П. Леонидов и др.). Это их художественный вкус, их чувство стиля, их новаторство представляла на сцене София Ротару, а они, в свою очередь, раскрывали её талант певицы.

Как ни странно, сыграли здесь заметную роль и строгие в советское время требования к эстрадным исполнителям. Но, такие привычные, "помочи" эти со временем стали слабеть, а потом и просто порвались, и кумир распался на глазах. София Ротару и сейчас замечательно выглядит, она отличается огромной работоспособностью, но её песни перестали трогать моё сердце. Мой интерес вызывает творчество С. Ротару до 1986 года, последней песней из её репертуара, которую я напевала "для себя", была песня "Лаванда".

Я уже не так пристально слежу за творчеством А. Пугачёвой после завершения ею концертной деятельности. Но мне, по-прежнему, нравится слушать её песни, и я по-прежнему люблю послушать саму А. Пугачёву, потому что в своих интервью она говорит вещи, которые мне по-прежнему интересны.

Она, как и С. Ротару, после распада СССР оказалась в положении "Теперь выплывай сама". Тем не менее, я думаю, что можно говорить о вкладе А. Пугачёвой в музыкальную культуру нашей страны.

В завершение хотелось бы сказать ещё несколько слов. Наша публика поддаётся общему, мировому поветрию и не прощает старость. Сейчас она благосклонно готова смотреть на малолетнего, новоиспечённого "пивца", который ещё мало умеет и мало пережил, чтобы показаться на её глаза, но у него есть вполне себе симпатичная мордашка и зачатки хорошего голоса. Говорить же о таких мэтрах, как о А. Пугачёвой и С. Ротару, которых вся страна знает по имени-отчеству, в Интернете принято с нескрываемой, немотивированной злобой. По нынешним временам это уже перестало быть mauvais ton.

Но я скажу о себе. Алла Пугачёва и София Ротару стали частью моей жизни, потому что мы, как и они, проживали свою жизнь набело и не знали точно, как прожить её правильно. Готовясь к публикациям, я переслушивала их песни с чувством благодарности, даже песни С. Ротару, творчество которой, как вы, вероятно, поняли, не всегда было мне близко. Мне кажется, мы должны снова научиться брать под защиту таких людей, т.е. поступать так, как свойственно нашей публике, когда-то

приходившей на концерты Л. Утёсова и К. Шульженко и аплодирующей им стоя.