До 2005 года сюда ходил трамвай. Почему закрыли маршрут - уже никто не помнит. Очевидно, власти пытались снизить нагрузку на одно из самых посещаемых киевских кладбищ, продлив тем самым его жизнь в качестве мемориального объекта. Теперь получасовой марш-бросок от метро "Палац Україна" не каждому под силу. Так что люди преклонного возраста без личного транспорта действительно вне игры. А вот стало ли лучше от этого уникальным и редким захоронениям - еще вопрос.
На Байковом кладбище давно ничего не ремонтировали. Одна из редких попыток была предпринята в прошлом году и та не в счет. Ритуальной городской службе, решившей обновить каменный забор, из мэрии тут же велели прекратить работы - для объекта культурного наследия нужны особые согласования и особые специалисты. В результате, всё осталось как было и по-прежнему ломается, разрушается, приходит в негодность. Забор лишь малая часть того, что заслуживает здесь внимательной и бережной реставрации.
Хоронить за речкой Лыбидь близ Протасова Яра стали с 1831 году. Здесь были земли и хутор генерал-майора Сергея Байкова, героя Отечественной войны 1812 года.
Бравому офицеру, захватившему во время одной из боевых операций маршальский жезл Наполеона, видимо, не очень нравилась деревенская скука. Он предпочитал усадьбу в районе нынешнего Печерска. Поэтому продажа загородной части владений стала в каком-то смысле избавлением.
Первоначально кладбище называлось Новостроевским. Хоронили здесь протестантов и католиков, православная часть появилась чуть позднее.
Символы религий по сей день сохраняются не только в оформлении надгробий, но и входных ворот. Правда, эта, новая часть кладбища, появившаяся в конце 19 века, с реальным распределением могил по принципу вероисповедания уже не имеет ничего общего.
Большевики навели здесь свой порядок и заложили другие традиции. Одна из них заключается в том, что буржуев и "классово чуждый элемент" просто выбрасывали из некрополя. Надо было освобождать место для героев нового времени. Таким образом было "экспроприировано" несколько тысяч захоронений.
О том, кому принадлежал тот или иной участок по праву, сегодня не докопаться. В этом плане очень показательна история Григория Гладынюка. На рубеже 19-20 веков он был владельцем нескольких известных в Киеве гостиниц. Выбился из крепостных и никогда не забывал, как важна простая человеческая помощь для становления личности. Поэтому часто и густо жертвовал детским приютам.
Посмертное завещание тоже полностью было отдано на благотворительные цели. За это городские власти поставили мраморную часовню на его могиле. А через два года "революционный пролетариат" всё это разнёс на кусочки. Какие-то руины на могиле еще сохранялись, вплоть до 1967 года, но затем в неё "подселили" правильного советского поэта Павла Тычину.
Даже те часовни и склепы, которые сегодня еще сохраняет черты стиля и роскоши, далеко не все можно идентифицировать. Семейству киевлян Диателовичей можно сказать повезло - их имена не вымарали и памятник почти цел. То же самое относится к сооружению до боли напоминающему киевскую #караимскую кенассу на Ярославовом Валу, 7.
Возможно, похороненные здесь дворяне Александр и Мария Тышевичи, были как-то связаны с караимской общиной или просто любили этот стиль. Как бы там ни было сходство сооружений даёт исследователям повод предполагать, что автором склепа и кенассы является один человек - архитектор Владислав Городецкий, создатель знаменитого Дома с химерами (подробнее о доме с химерами здесь).
Выдающемуся киевскому зодчему Владимиру Николаеву тоже приписывают авторство некоторых надгробий. Проблема в том, что точно никто не возьмётся утверждать где и какое именно он ваял. В 1941 году, перед отступлением, советские органы уничтожили все кладбищенские архивы. Поэтому история местных захоронений - во многом заслуга не сохранившихся источников, а результат кропотливой работы ученых-исследователей.
Говорят, во время оккупации Киева фашистами некоторые еврейские семьи прятались в склепах Байкового кладбища. Постояльцы в них не редкость и сегодня. Бомжи обживают каждый укромный закуток территории. И похоже никто особо не парится на этот счет.
Мемориальный статус - то, чего много лет добиваются для кладбища местные краеведы и представители интеллигенции, власти не хотят согласовывать. А без него - полнейшая анархия.
Рассказывают, что некоторые киевляне, чьё родство с умершими, которые лежат здесь документально подтверждено, могут претендовать на захоронение в той же могиле. Но не особо привередливые просто продают могилы по 20 тысяч долларов.
Спрос, судя по всему, есть. Потому что не смотря на отсутствие свободных площадей, местная элита и те, кто хочет оказаться в её рядах, упорно стремятся застолбить участок именно на Байковом. Так называемая Аллея славы с могилами знаменитостей тому очень наглядный пример.
Здесь лежит буквально вся литературная, артистическая и политическая часть советского Киева. Даже среди них бывает пройти не просто. И всё равно что-то кладбищенское начальство да изыщет, если очень надо.
Возможно теснота и в значительной степени хаотичность захоронений и подтолкнули городские власти заняться обустройством Байкова кладбища в конце 60-х годов. Но чем это закончилось - отдельная история. О ней в следующей публикации.
ОЦЕНИТЕ ПУБЛИКАЦИЮ И ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ!
ЭТО ПОЗВОЛИТ ВАМ ЛЕГКО НАХОДИТЬ И ЧИТАТЬ СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ "АРХИСТОРИИ".
ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ КАНАЛА ЗА НЕДЕЛЮ: