Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 8)

Оглавление
Туман делали компьютером, а монстры – живые. Кадр из к/ф «Сайлент Хилл».
Туман делали компьютером, а монстры – живые. Кадр из к/ф «Сайлент Хилл».

Продолжаю подборку фильмов, которые язык не повернется назвать просто «ужастиками». На этот раз всем известный дорогущий канадский блокбастер и прорывное дешевое кино из Аргентины.

«Сайлент Хилл». Лучшее со времен Hellraiser

Вынести на экран шедевр Konami – серьезная миссия. Кристоф Ганс, снявший фильм про Лавкрафта «Некрономикон», и сценарист Роджер Эвери («Убить Зои») создали не просто ужастик, а нечто величественное.

Роуз ищет в городе с туманом и пеплом пропавшую дочь. Сайлент Хилл – адское место, жители которого терпят муки за старое злодеяние. Туман здесь – не самое плохое, хуже, когда картинка под цвет тлеющих углей в мангале. В эти моменты к грешникам является Сумрак, с которым приходит невообразимая сюрреалистическая и бодихоррорная жуть.

Ради Митчелл играла главную роль в хорроре «Черная дыра». К/ф «Сайлент Хилл».
Ради Митчелл играла главную роль в хорроре «Черная дыра». К/ф «Сайлент Хилл».

Через два десятка лет после выхода «Восставших из ада» появилась работа, которая может сравниться с легендарным хоррором Клайва Баркера по качеству показа телесности, физиологии зла. При этом Ганс взял лучшее сразу от нескольких источников. Понятно, тон задавала сама японская игра, также сильно влияние Кроненберга, художников Дали и Бэкона, не обошлось и без Лавкрафта. Результат просто завораживает.

Отлично переплетены четыре реальности, великолепная картинка, выше всяких похвал загримированные и затянутые в латекс танцоры, которые сыграли все злое, кроме тумана и тараканов. Ставка на баркеровскую плоть и кровь принципиально важна, ведь и сама игра с ее пикселящей графикой пыталась добиться (и еще как добилась!) этого эффекта.

Если бы не герой Шона Бина, фильм был бы целиком женским. Кадр из к/ф «Сайлент Хилл».
Если бы не герой Шона Бина, фильм был бы целиком женским. Кадр из к/ф «Сайлент Хилл».

Достойно отработана идейная линия. Если долго мучиться, что-нибудь нездоровое обязательно получится, так часто в хорроре с японскими корнями. А здесь авторы изучают не только миры и монстров, созданных измученным сознанием, но и виновников всей жести.

«Оцепеневшие от страха». «Мужское» и страшное

Аргентинец Демиан Рунья ранее экспериментировал с хоррором как сценарист и сам снял бэшку «Последние врата». Все это было и дешево и не сердито. Зато картина «Оцепеневшие от страха» внезапно стала прорывом, ее ремейк даже взялся продюсировать Гильермо дель Торо.

Под кроватью кто-то прячется. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».
Под кроватью кто-то прячется. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».

Несколько домов в квартале попали под действие нечисти. Проявляется она по-разному. Погибший в ДТП пацан возвращается домой с невеселым видом, муж видит, как что-то расправляется с его женой, у соседа под кроватью сидит странный облезлый тип... Расследовать дело со всей серьезностью берется группа спецов по паранормальной активности.

Фильм смешивает известные схемы картин «Астрал», «Заклятие», «Паранормальное явление» и почти цитирует «Кладбище домашних животных». И получается хорошо собранная и круто запеченная карбонада, завораживающая национальным колоритом, который даже старенькие клише заставляет работать по-новому.

На «верю - не верю» время не тратят, в существовании паранормального тут изначально никто не сомневается. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».
На «верю - не верю» время не тратят, в существовании паранормального тут изначально никто не сомневается. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».

Кино ловко играет с загадкой о принципе действия потустороннего, не выделяет одного протагониста для эмпатии, обходит современный скучный тренд на феминазацию хоррора (в основном действуют мужчины, которых не так уж просто напугать) и без обилия бу-эффектов и прочего треша-угара создает плотную параноидальную атмосферу.

Получается красиво и действительно страшно. Страшный хоррор. Это как кетчуп без загустителя и уксуса. Не частое явление в наше время.

С мальчиком работают почти по Кингу. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».
С мальчиком работают почти по Кингу. Кадр из к/ф «Оцепеневшие от страха».
«Гораздо страшнее, чем все «Астралы» вместе взятые», – цитата из американского спецжурнала Fangoria абсолютно справедлива. «Астрал» по сравнению с работой аргентинца – просто добрая сказка.

Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 7)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 6)
(часть 5) / (часть 4) / (часть 3) / (часть 2) / (часть 1)