В советское время на экранах кинотеатров страны не без успеха демонстрировался цветной американский фильм «Снега Килиманджаро», поставленный по мотивам одноимённого рассказа писателя Эрнеста Хемингуэя. Сюжет фильма необычен: известный писатель, находясь на охоте в Африке, получает заражение организма и находится между жизнью и смертью. Огромные птицы-стервятники, кормящиеся падалью, парят в небе над его палаткой и ждут его конца. В главной роли – знаменитость Голливуда Гарри Пек.
Главный герой в бреду мысленно вспоминает непростые этапы своей жизни: европейские столицы, морские курорты, любимую женщину Синтию, которая покинула его и которую он искал всю жизнь. Любопытен эпиграф к рассказу: «Килиманджаро – покрытый вечными снегами горный массив высотой в 19710 футов, как говорят, высшая точка Африки. Племя масаи называет его западный пик «Нгайэ-Нгайя», что значит «Дом Бога». Почти у самой вершины западного пика лежит иссохший мёрзлый труп леопарда. Что понадобилось леопарду на такой высоте, никто объяснить не может». И вот теперь представьте жаркий пыльный Афганистан 1985 года, горная местность недалеко от Кундуза, горячий металл модуля (ангара), в котором пребывает инфекционный госпиталь одной из дивизий Ограниченного Контингента Советских войск в Афганистане, и на несвежем матрасе – умирающий советский солдат Афгана, несвязно что-то говорящий в горячечном бреду. «Жить, я должен вернуться». И опять: «Жить, жить».
Непростой путь
Это был техник артиллерийского дивизиона Псковского мотострелкового полка старший прапорщик Иван Бардуков. Иногда сознание возвращалось, и он мысленно проходил свой короткий, скупой на радости, жизненный путь. Он родился 10 октября 1948 года в деревне Морозовка Знаменского района Тамбовской области. Вот он маленький мальчик, матери совсем не помнит, голодное детство, шершавые ладони отца, тяжело раненного в Сталинградской битве, передвигающегося на костылях. Когда ему было 9 лет, отец умер. Он остался один. Старшая сестра, родившаяся ещё до войны, забрала его из опустевшего дома в Тамбов, выделила место на полу своей десятиметровой комнатки при своих троих ребятишках. Лучшее лакомство – кусок чёрного хлеба и жмых, принесённый тайком с фермы.
А вот и доброе в его юности. Кузнечно-прессовой цех на заводе «Комсомолец». Он ученик слесаря, многие его товарищи ему в отцы годятся. Научили слесарному делу, заставили учиться. В вечерней школе он уставал и засыпал прямо за партой. Поступил в ТИХМ, но подошёл срок служить в армии. Служба на кораблях Черноморского Флота нравилась. В 1967 году участвовал в боевых действиях в арабо-израильской войне, был под обстрелом и сам стрелял из наспех вырытых окопов. Свою задачу матросский отряд выполнил, защитил город Порт-Саид. Гордое звание гвардии старшины первой статьи Черноморского флота на гвардейском крейсере «Слава» на рейде Севастополя. После срочной 4-летней службы он инструктор кафедры тактики Тамбовского артиллерийско-технического училища, сдал экстерном за полный курс военного училища и ждал присвоения звания лейтенанта, но всё не было вакансий, да и командование училища не хотело отпускать толкового специалиста-оружейника.
А потом приспела и командировка в Афганистан. Здесь он стал незаменим. Оружие любит того, кто его любит. Орудия и стрелковое вооружение – его стихия, да и за наводчика и корректировщика приходилось в бою поработать. Однажды в горах рота попала в засаду и была окружена, целый день душманы держали бойцов под обстрелом, рота таяла. Выручил командир полка, возглавил резерв, но сам при этом погиб. Честь и слава ему, добрая память. Были и другие боевые эпизоды. Четыре 200-километровых рейса с «наливниками с горючим» мимо засад в «зеленках». При обстрелах машина взрывалась, превращаясь в пылающее облако.
Опять провалился в беспамятство. Всплыло лицо жены Раи, его первая и последняя любовь, ещё бы хоть разок увидеть её живому, а там… Он здесь лежит второй раз с возвратным тифом, говорят, что такие обречены. Как жаль уходить, хотелось столько ещё сделать. Как потом рассказал его товарищ по палате, капитан из Воронежа, он вдруг напрягся, тело вытянулось, голова запрокинулась, раздались хрипы, должно быть, наступал конец. «Сестра!» – громко закричал капитан. Прибежавшая сестра успела вколоть спасительный укол – смерть отступила. Видно, Бог и судьба пожалели его: что он видел в этой жизни? И на морях-то бывал, на Чёрном и Средиземном, на кораблях и при оружии, а не в плавках с мороженым, на пляже так и вообще ни разу.
…Иван вернулся из Афганистана с медалью «За боевые заслуги», знаком «Воин-интернационалист» и Почетной грамотой Верховного Совета СССР.
Служба – это на всю жизнь
В учебном Центре училища химической защиты он под руководством генерала Владимира Шипилова день и ночь участвовал в строительстве полигона, огнемётного стрельбища, и внёс свой вклад в подготовку курсантов к службе. Добротный оружейник, он проявил себя и как мастер-строитель.
Был и такой эпизод в службе начальника полигона Бардукова. Как-то под Новый год директор и воспитатели детского сада «Солнышко» попросили его привезти детям на новогодний утренник ёлочку из леса. Бардуков выбрал ёлочку, которая мешала обзору на стрельбище, и вёз её в Тамбов. Это увидел один из его начальников и объявил ему строгий выговор. Вручив детям ёлочку, он пошутил: «Ёлочку вам, выговор мне». На другой день группа разгневанных женщин пошла воспитывать ретивого начальника. Тот выговор снял и спросил: «Почему сразу не объяснил?» На что Бардуков ответил: «Я на службе доверяю командирам, а командиры должны доверять мне».
Подошло время, и Иван Фёдорович был уволен в запас Вооружённых сил с правом ношения военной формы одежды. Но не привык старый солдат сидеть без дела. В посёлке Строитель был председателем Совета ветеранов Великой Отечественной войны, затем в течение шести лет руководил Советом ветеранов боевых действий, помогал бывшим воинам-афганцам в преодолении жизненных невзгод. В марте 2017 года на Пленуме Совета ветераны Тамбовского района избрали Ивана Бардукова председателем Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. На этом посту Иван Фёдорович сменил участника Великой Отечественной войны Владимира Антоновича Севрюкова, внесшего большой вклад в ветеранское движение.
Новый председатель объездил все сельсоветы района, обошёл семьи немногих участников Великой Отечественной войны и вдов ушедших, согласовал с главами сельсоветов оказание необходимой помощи ветеранам. Встретился с волонтёрами, попросил помогать односельчанам в домашних делах – огород вскопать или могилку на сельском кладбище поправить. Работа в селе всегда найдётся.
На сегодняшний день в Тамбовском районе 202 участника боевых действий в Афганистане. Им поставлена боевая задача по военно-патриотическому воспитанию школьников и молодёжи. Быть добрее к людям, понимать их нужды и заботы, помогать им по мере своих сил – таковы принципы общественной работы Ивана Бардукова. И главное – помочь в становлении юному сельскому поколению, вырастить здоровых и мужественных людей, знающих историю страны и глубоко почитающих подвиг армии, в тяжёлой борьбе отстоявшей свободу, независимость и будущее нашего народа.
Анатолий Светкин, ветеран Вооружённых сил
Фото из архива автора
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»