Найти тему
Михаил Ванеев

Даррелл Свит из Nazareth: Пусть ваши роки всегда будут ролльными

Это эксклюзивное интервью из архива Александра Шабрина — переводчика и поклонника группы «Назарет». Не ошибусь если скажу, что это было единственное интервью с Дарреллом Свитом барабанщиком и менеджером «Назарет» в России.

Александр Шабрин — автор переводов десятков книг с английского, изданных в России. Выдающийся синхронный переводчик, без его авторского перевода и юмора, уже невозможно представить Международный кинофестиваль "Встречи в Сибири". Неоднократно был переводчиком и для проекта «На сцене и за кулисами» и PRAVDAoNAZ

Даррелл Свит (Darrell Sweet - 16.05.1947-30.04.1999)
Даррелл Свит (Darrell Sweet - 16.05.1947-30.04.1999)

13. 02. 1991. Встреча назначена на четыре. К гостинице «Украина» подъезжаю в срок, облетев предварительно несколько окрестных магазинов в поисках достойного сувенира куда там! Столица: в магазинах ничего, кроме досадной скученности неудовлетворенных покупателей. Ну не пыльную же банку березового сока брать, в конце концов! Ограничиваюсь устрашающего вида керамическим конем: и символично, и - опятьтаки - в духе времени.

Как уславливались, звоню в номер Дарреллу Свиту - барабанщику, а вместе с тем и менеджеру «Назарет».

- Даррелл, Сибирь на месте. Жду внизу.

…Пока идем по коридору, успеваю поинтересоваться, насколько правдив слух, что «назовцы», якобы, сбыли советским рок-активистам свой звуковой пульт (понятно, уступив прилипчивости последних), привезенный во время прошлогодних гастролей по Союзу, Ответ Даррелла - возведенные в вежливом недоумении брови.

- Ты думаешь, у них хватило бы денег?… («Липа» есть «липа», уважаемые совковские рокеры).

Телефон для Даррелла - бедствие. То и дело приходится вставать из-за круглого столика, где мы разместились, обставившись пивными жестянками, и выяснять, что там кому нужно на том конце провода. Самому же Дарреллу, как он объяснил еще перед разговором, нужно одно: узнать, куда делась его ударная установка, загадочным образом не доехавшая до концертного комплекса «Олимпийский».

- Вся аппаратура прибыла, а ударных нет. Если ничего не прояснится, придется объявлять розыск (во, начало разговорчика!).

- Ничего, Даррелл, образуется. В России при перевозках и не такое случается (смешок в ответ). Кстати, коли уж об ударных: ты какие именно сейчас используешь?

«Людвиг», сдвоенный, Более емкий, мощный звук. А начинал на «Премьере». Выбрать «Людвиг» посоветовал Иэн Пейс из «Дип перпл». Мы с ним специально в 1972 ездили на фабрику этой фирмы, присмотреть подходящий инструмент. А старая «премьеровская» установка стоит дома. Иногда сажусь, грохочу.

Даррелл Свит и его Premier
Даррелл Свит и его Premier

Даррелл Свит и его Ludwig
Даррелл Свит и его Ludwig

- При таком-то стаже и статусе, наверное, завел уже домашнюю студию?

- Как раз нет. Как и все годы, записываться ездим на «Маунтэйн рекордз". Там у нас хороший оборудованный павильон. В нем работаем над материалом, репетируем.

- Вы как вообще работаете: приносите в основном что-то готовое для «обкатки», или начинаете с нуля?

- Работаем, в общем-то, как многие. Творчество вообще штука непредсказуемая, не всегда идет ровно. В голове куча самых разных заготовок, разрозненных фрагментов дай-то Бог, хоть часть из них довести до ума! Собираемся с ребятами, поигрываем, нащупываем тему, пока что-то не вырисовывается. Дан что-нибудь такое верещит… Наконец, вещь постепенно оформляется, начинает звучать. Тогда беремся уже всерьез: аранжируем, подбираем звук.

- Сессионные музыканты частые гости?

— В основном справляемся сами. Разве уж если какой-нибудь инструмент, которым никто из нас толком не владеет. Наложения, конечно, используем. Мэнни (Чарлтон) большой любитель гитарных накладок. «Обкатывает» тему и так, и эдак; надо сказать, со вкусом.

- Кстати, я сам только сейчас хотел это сказать: тонкая гитарная работа ощущается при первом же прослушивании… Ну, а как дело обстоит с текстами песен? Они, получается, уже во вторую очередь?

- Раз на раз не приходится. Иногда во главу угла ставится именно текст, когда он того стоит. В основном тексты пишет либо Дан, либо я.

- Даррелл, а как возник «Назарет»? И почему именно «Назарет»? Ведь вы назывались «Шэддетс»?

— Ты знаешь, названий этих мы перепробовали сотни две, не меньше. Хотелось чего-то звучного, веского. А играть начали фактически еще со школьного возраста. Мест, в которых тусовались, не счесть.

- А начинали вы как профессиональные музыканты? Есть, у кого-нибудь было музыкальное образование?

— Смотря что им считать. Когда начинали, нот никто особо не знал. Вылезали на одном энтузиазме. Жили дружбой и общей мечтой.

— Да-а, вам было проще… (Сомневаюсь, что Даррелл понял эту фразу, мало относящуюся к музыке, Стыдно как-то объяснять, что году в 83 - 84-м за одно лишь прослушивание «Назарет» или «Пинк флойд» можно было запросто нажить неприятностей: сам испытал сполна).

Кстати, о дружбе и об общей мечте, «Назарет» в этом смысле у нас на особом счету. Ведь «добрые» группы, не менявшие своего состава, можно перечесть буквально по пальцам одной руки: «Слэйд» (понимающий, одобрительный кивок), «Куин»… ну и вы, конечно, Остальные либо развалились, либо перемешались, либо размылись до неузнаваемости, Скажем, «Йес»: поди разбери, который из их теперешних двух составов «настоящий». У вас же - завидное постоянство. Не скажешь, почему?

- Мы всегда работали вместе, и с удовольствием делали музыку, а не выясняли отношений, И не пытались никому доказать, что мы лучше всех. Никому, даже собственному дорожному персоналу. Мы все живем одним кланом, одной семьей. Вчера, думаешь, роуди (человек из числа дорожного персонала, сопровождающего группу во время гастролей) таскали мои чемоданы? Сам упирался, да еще и другим помогал!

— А с другими музыкантами контактируете - с теми, кого действительно можете считать себе ровней? Так, чтобы просто пообщаться, вместе отдохнуть?

- Редко удается. Все заняты, все в бегах. С «Юрайя хип», пожалуй, чуть почаще других.

- Даррелл, не буду повторять банальных истин о том, насколько популярна ваша группа. В чем слагаемые вашего успеха? Ведь не секрет, что многие команды, особенно из нынешних, не отличаясь оригинальностью, «передирают» ваши риффы, а преуспевают единственно за счет умелой рекламы; что тоже, в принципе, не их заслуга.

— Не по судам же с ними таскаться, А что касается рекламы, то ее гнушаться не надо, без нее не обойтись. Было бы что рекламировать. На одной показухе долго не протянешь. Надо иметь творческое ядро.

- Судя по тому, сколько на вашем счету альбомов и насколько стабилен успех, арсенал у вас не оскудевает. А вот когда все едва начиналось, к чему вы стремились? Быть неподражаемыми, сверхоригинальными, или попросту двигаться в струе»?

- Конечно, начинали с подражания. Стиль-то вырабатывается с годами. А начинали с того, что работали под «Ярд-бердз", группу Джеффа Бека, «Лед зеппелин», «Дип перпл».

- Не забывали, наверное, и про национальные корни?

- Безусловно, особенно на первых порах. Шотландская народная музыка здорово влияла на наше творчество. До сих пор, в общем-то, влияет.

- Большинству слушателей в вашей музыке импонирует прежде всего мелодичность песен, броские, запоминающиеся риффы. Тем, кто слушает глубже и вникает в нюансы, нравятся меткие аранжировки, специфический саунд - словом, то, что само по себе и есть музыка «Назарет». В то же время недоумение вызывает тот факт, что вы, имея свой собственный недюжинный творческий потенциал, не чураетесь и песен других музыкантов, причем исполняете их в гораздо большем количестве, чем другие группы. Чем такое объяснить?

- Не вижу в этом ничего предосудительного. Нам нравится играть песни, которые нравятся нам самим. На этот счет у нас нет комплексов. Надо только, чтобы песня зазвучала «по-нашему», вписалась в стиль группы.

- А если не вписывается выходит очередной «сольник» Маккафферти?

- Ха-ха, и мы помогаем ему этот альбом записывать! Дан - особый случай, ему надо давать высказаться от своего имени.

- Как вы, рокеры со стажем, относитесь к начинающим группам? Игнорируете или все-таки присматриваетесь к их творчеству? Ведь к Мэнни Чарлтону, вроде бы, обращались музыканты из «Ганз-н-роузиз» с просьбой продюсировать их альбомы?

- Было дело. Правда, в конечном итоге проект этот как-то заглох. Мэнни в последнее время эта суета настолько притомила, что он решил отойти ото всего и отдохнуть.

- Напряженное, видно, было турне в прошлом году?

- Да, пришлось помотаться по свету. После России отправились по скандинавским странам, оттуда в Германию, затем в Австрию, Югославию. Рождество уже встречали в Бразилии…

- Однако и темпы у вас, надо сказать! О новых композициях во время гастролей, наверное, и помышлять не приходилось?

- Да как тебе сказать. В конце года надеемся выпустить новый альбом. Вещи три-четыре уже есть.

- Даррелл, a какой стиль вам, музыкантам, нравится самим?

- Я думаю, это можно проследить по нашим альбомам, Ты в них, похоже, ориентируешься лучше, чем я сам. Правда, рэп недолюбливаю: раздражает.

- А хеви-метал?

- Тоже барахла хватает. Воинствующая безликость. Хотя есть несколько заметных, техничных групп.

- Почему на этот раз для гастролей вы выбрали именно Прибалтику? Не из-за событий, что там сейчас происходят?

- Знаешь, нам трудно ориентироваться в ваших событиях, Мы живем в разных странах, мы вообще такие разные. Но когда страдают люди… У меня в памяти остался разговор, который был у нас в том году в Каунасе с парнями, воевавшими в свое время в Афганистане. Они просили помочь с инвалидными колясками, которых у вас в стране почему-то не хватает. Мы обещали, и слово, думается. сдержали. Дали у себя дома благотворительный концерт, а на вырученные деньги закупили колясок и привезли их в Россию с собой.

- Порой музыканты делают то, что не получается у политиков: помогают не абстрактным словом, а конкретным делом.

— Точно.

— Наверное, сейчас скажу банальность. Вы знакомы с советским роком?

— Очень поверхностно.

…Стук в дверь. На пороге улыбчивый черноглазый парень, внешне чем-то напоминающий Джо Тернера из «Рэйнбоу».

- Знакомься, Саша, Билли, гитарист. Он сейчас играет за Мэнни, но с нами работает уже не первый год: помогал в трех последних альбомах.

В номер постепенно подтягиваются Дан Маккафферти и бас- гитарист Пит Эгнью.

Музыкантам пора в «Олимпийский», готовиться к концерту.

- Ребята, черкните Саше автограф, - просит Даррелл Свит, спешно набрасывая короткое послание советским рокерам.

Большой привет всем нашим русским поклонникам. Второе турне проходит великолепно. Надеемся снова приехать в следующем году. Пусть ваши роки всегда будут ролльными. С приветом, Даррелл Свит
Большой привет всем нашим русским поклонникам. Второе турне проходит великолепно. Надеемся снова приехать в следующем году. Пусть ваши роки всегда будут ролльными. С приветом, Даррелл Свит
Даррелл Свит, Пит Эгню, Билли Ранкин, Дэн Маккафферти
Даррелл Свит, Пит Эгню, Билли Ранкин, Дэн Маккафферти

Прощальные рукопожатия, снимок на память в гостиничном вестибюле. «Назаретовцы» вальяжно усаживаются в черное госконцертовское авто… 14.02.1991. Уже из Новосибирска звоню все в тот же гостиничный номер:

— Как концерты?

— Великолепно.

— Публика?

— О кей, заводная! Не теряйся, Саша. До встречи!

-6

С Дарреллом Свитом беседовал Aлександр ШАБРИН.

P.S.

Александр Шабрин в гостях у Даррелла Свита в Шотландии. 1998 год.
Александр Шабрин в гостях у Даррелла Свита в Шотландии. 1998 год.

★ PRAVDAoNAZ
© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski