Найти тему
Георгий РАВАЮН

"Белые пятна" истории чуваш. Часть 2. Почему в Казанском ханстве чувашей было в 3 раза больше, чем татар?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вечный спор приволжских татар и современных чувашей: кто есть истинный потомок великой империи "Волжская Булгария"?

Относительно территории, которую занимала Булгария, все понятно: кто оккупировал, тот и стал жить на этой территории. Причем со временем эти оккупанты (в хорошем смысле этого слова, ибо почти нет народов, кто бы ни был оккупантом в той или иной степени) стали все чаще заявлять, что они здесь жили аж с VIII века, то есть с того еще времени, когда контур будущей Волжской Булгарии стал только-только проявляться... К тому же, являясь носителями исламской веры, они, оккупировавшие территорию современного Татарстана всего-то 700-800 лет назад, то бишь в XIII веке после небезызвестных трагических событий, о которых сейчас принято потихоньку умалчивать, чтобы кого-нибудь ненароком не обидеть (таким макаром мы с вами скоро дойдем до того, что будем вполне толерантно умалчивать о Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками, ведь нам "придется" убрать дойч-преффикс, умаляющий достоинства одной из наций, и нам придется "забыть", что кое-кто из "истинных арийцев" сжигал наши деревни и убивал наших женщин и детей, и жертв у нас "всего-то" около 40 миллионов... нас "заставят" забыть это... чтобы "угодить" тем, кто якобы к этому уже не имеет никакого отношения...)... Затем эти оккупанты (или мигранты, как хотите) освоились настолько, что заявили примерно так: и вообще, мы здесь были в числе тех, кто первыми принимал ислам в далеком 922-м году (забывая о том, что тот, булгарский ислам, принятый из рук самого Багдада, был совершенно другого, как принято выражаться, толка (ветки, направления, школы...). А ведь всем известно, что ислам Золотой Орды стал государственным только лишь при хане Узбеке, то есть не раньше, чем в XIV веке. Другими словами, исламу казанских татар не более 700 лет, хотя это более чем внушительный срок.

Потом мы с вами, хотя бы бегло читавшие мировую историю, однозначно понимаем и уверены в том, что Казань, которая на удивление многим мировым геральдистам и урбанистам уже отметила "свой" 1000-летний юбилей, была построена только в XIV веке при хане Улуг-Мухаммеде...

Улуг-Мухаммед хан (тат. Oluğ Möxämmät) (1405-1445), чингизид, крымский хан Золотой Орды (до 1437 года) и казанский хан (1438-1445). Из рода тукайтимуридов, которые, кстати, наряду с Шибанидами сыграли ключевую роль в так называемой «Великой замятне» и последовавшем за ней распаде Золотой Орды. Сын Ичкиле Хасана, в свое время предавшего золотоордынскогго темника (министра обороны) Едигея. Двоюродный брат Тохтамыша, хана Золотой Орды 1380-1395 годов. Получил прозвище «Улу» — большой, в отличие от тёзки, сына Тимур-хана, Кичи-Мухаммеда (тат. Кече Мөхәммәд), который и сверг "большого" с крымского престола (во избежание путаницы нашего героя прозвали Улу Мухаммед, то есть «старший», а его конкурента — Кичи-Мухаммед («младший»). Мухаммед-старший был ханом Золотой Орды в 1419-1423. Затем снова вёл упорную борьбу с представителями младшей ветви тукайтимуридов. Но, потерпев поражение, в 1423 году бежал в на территорию Булгарского вилаята. Через 3 года с помощью князя Литовского Витовта он вернул себе на время золотоордынский престол и правил еще 2 года... и т.д. и т.п.

В 1438 году бывшая булгарская крепость Хозан (Иске-Старая-Казань), основанная как пограничный волжский форпост Волжской Булгарии и заселенная примерно в 1005 году воинами-пограничниками из сувар, имевших большой опыт морского и речного судоходства и береговой охраны, была захвачена Улу-Мухаммедом, который убил местного князя Лебедия и "перенёс" город на современное место и сделал этот новый город столицей и назвал его по новой более созвучной монгольским (а крымские татары есть самые что ни есть монголы-чингизиды) Казан (возможно, от слова "казан", возможно, от русского названия Казанки). А свои владения "Большой босс" Мухаммад назвал Казанское ханство. Кстати, один из его сыновей, Касим, за верную службу князю московскому получил в Подмосковье земли, где и правил в 1452-1469 гг. (немецкий путешественник Адам Олеарий уже в XVII веке писал, что эти крымские, а именно касимовские татары, при царе Алексее Михайловиче, отце Петра Первого, постоянно приезжали в Кремль за подарками, чтобы на какое-то время остановить своих людей, которые даже в те времена продолжали грабить и убивать русских людей, особенно в районе Тулы; книга Олеария в русском переводе в издании 1704 года хранится в библиотеке МГИМО). Вот кто основал современную Казань, и возраст этого города 582 года! Поэтому, если уж быть совсем честными перед памятью предков народов, проживавших на этой территории, 1000 лет не татарскому городу Казань, а волжско-булгарскому городу-крепости Хозан (этимология булгарская).

В то же время, когда во время этих празднований некоторые истинные татары поговаривали шутя, что "спустя 700 лет, снова смогли взять дань с Москвы", некто очень уважаемый сделал очень неприятную гримасу, услышав от рядом идущих ученых, что дескать некоторые эпитафии можно расшифровать только с помощью языка соседнего народа, то есть чувашского языка (интересно, откуда у некоторых людей такая реакция).

Поэтому ни Академия наук СССР, ни зарубежные ученые, несмотря на свои очень монументальные и академические научные труды, до сих пор не смогли убедить современных татар в истинно научных доктринах. Ну никак не получается у многих смириться с тем, что та часть истории, которая была до их оккупации, вовсе им и не принадлежит. Ощущение такое, видимо, у некоторых, что кто-то претендует на их территорию...

Поэтому (и это печально) сложилась прямо-таки патовая ситуация:

Многие татары считают, что они есть прямые потомки волжских булгар, а татарский язык, соответственно, является продолжением языка булгар.

Многие чуваши считают наоборот: они есть истинные потомки волжских булгар и только чувашский язык является потомком булгарского языка.

А что думают об этом ученые-эксперты по ДНК-генеалогии?

"Татары уже как этническая популяция сформировались в период, который совпал с ордынским периодом и связанным с ним новой тюркской экспансией потомков восточных кыпчаков и карлуков. В то время как на чувашей и балкарцев золотоордынское влияние, видимо, никак не сказалось, у них зафиксировались следы более ранней тюркской экспансии" (Рамиль САФИН, Татарстан // Idel.Реалии, 20 марта 2017 года)

Общеизвестно, что ордынский период охватывает 1223-1462 годы. Экспа́нсия (от лат. expansioрасширение) — территориальное расширение (оккупация) зоны обитания отдельного государства, народа, культуры. Оккупа́ция (от лат. occupatioзахват) — занятие военными силами одного государства не принадлежащей ему территории вопреки воли государства, обладающего суверенитетом над данной территорией. В 11 веке восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. Подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды, где они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки. Карлуки — древние тюркские племена огузского происхождения. Имели племенной союз в Средней Азии в 8–15 веках. Автор первого энциклопедического словаря тюркского языка "Диван лугат ат-турк" Махмуд аль-Кашгари (11 век) причислял древних карлуков к туркменам. Чуваши — коренной народ Чувашии и Татарстана древнетюркского происхождения; их язык является единственным живым представителем булгарской группы языков. Балка́рцы — тюркоязычный народ, коренное население Кабардино-Балкарии. Первые упоминания о балкарцев имели место в 10 веке (Ибн Руста).

ГАПЛО ЧУВАШЕЙ

I: 24 % (25 тысяч лет назад вышли из Ближнего Востока в Среднюю Азию)

К2: 18 % (16 тысяч лет назад двинулись из Аравии на Алтай)

N3: 18 % (15 тысяч лет назад двинулись из Урала на Адл-Волгу)

R1a: 18 % (10 тысяч лет назад присоединились в районе Ирана)

еще 12 % (заселение русскими чувашских земель в 16-19 веках)

J: 6 % (30 тысяч лет назад появилась в Месопотамии из Урала)

ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК ЕСТЬ БУЛГАРСКИЙ ЯЗЫК

Причем когда речь идет о том, что отдельные эпитафии на надгробных плитах, обнаруженных на территории современного Татарстана, можно расшифровать исключительно с помощью чувашского языка, реакция на это принимает политические и националистические оттенки, вызывая у татар раздражение (как у Шаймиева), у чуваш – некую эйфорию. Хочется сразу предупредить: всë куда сложнее, чем нам всем кажется...

Чеченов Алий Ахматович (Институт языкознания РАН, г. Москва) пишет: «При первом же приближении к изучению генезиса джоканья в говорах центрального диалекта татарского языка я был вынужден вникать в историю формирования волжско-булгарского языка, который многими казанскими исследователями считается непосредственным предком татарского языка...» ("Опыт историко-генетической интерпретации феномена параллельного функционирования джокающих и йокающих идиом в Среднем Поволжье" (2012). Он считает, что «в распоряжении ученых имеется достаточно представительный языковой материал эпиграфических памятников с территории Булгарского улуса Золотой Орды, датированных концом XIII – первой половиной XIV вв., и он вполне достаточен для адекватного освещения этноязыковой ситуации в Среднем Поволжье в золотоордынской период, а также для изучения среднебулгарского диахронического состояния булгарского языка в целом». Далее: «Что же касается проблемы булгаро-чувашской этноязыковой преемственности, то в настоящее время её можно считать решённой однозначно и положительно. По крайней мере, все тюркологи-компаративисты, вплотную занимавшиеся этой проблемой, в настоящее время признают чувашский язык единственным живым языком булгарской (или огурской) группы тюркских языков». Чеченов уверен, что приверженность к политической конъюнктуре и эмотивные начала национальной ментальности вольно или невольно приводили некоторых авторов к бездоказательным обобщениям и полярным «этническим метаниям...» Ученый уверен, что язык эпиграфических памятников XIII–XIV вв. с территории бывшей Волжской Булгарии по своему составу и характеру неоднороден, но тексты эпитафий на арабском и тюркском языках. Арабоязычная часть обычно представлена выдержками из сур Корана. По тюркоязычной части надписей эпитафии делятся на две большие группы: одна ... на так называемом стандартном тюркском языке, характерными признаками которого являются зетацизм и сигматизм, а другая – на так называемом огурско-тюркском языке булгаро-чувашского типа с выраженными ротацизмом и ламбдаизмом.

Таким образом, по Чеченову, эпиграфические памятники XIII–XIV вв. с территории Булгарского улуса Золотой Орды в языковом отношении подразделяются на 3 группы:

– написанные на арабском языке (не содержащие тюркоязычных «выражений»);

– написанные на тюркском r-языке булгаро-чувашского типа, т.е. на среднебулгарском или древнечувашском;

– написанные на тюркском z-языке стандартного типа, а конкретнее – на средневековом тюрки, или среднекыпчакском.

Отмечается, что среднебулгарский язык характеризуется джоканьем (на месте древнетюркского инициального переднесредненёбного фрикативного звонкого j- в среднебулгарском регулярно выступает звонкая аффриката ǯ-, транслитерированная арабской графемой ج «джим»), а в «кыпчакоязычных» текстах эпитафий в соответствующих словах в анлаутной позиции регулярно выступает среднеязычный j-, переданный арабской графемой ي «йа».

Другими словами, джоканье и йоканье являются дифференцирующими признаками двух языков – волжско-булгарского и татаро-кыпчакского, которые (внимание!) сосуществовали в Булгарском улусе Золотой Орды.

Приведем конкретные примеры, в частности, в именах числительных:

тюрк. jeti // тат. jidě --- булг. ǯeči // чув. śiččě --- рус. «семь»

тюрк. jigirmä // тат. jěgěrmä --- булг. ǯirim // чув. śirĕm --- рус. «двадцать»

тюрк. jüz // тат. jǖz --- булг. ǯür // чув. śér --- рус. «сто»...

Как видим из примеров, булгарские и чувашские слова идентичны.

Это говорит о том, что булгарский есть современный чувашский язык.

Хакимзянов Фарид Сабирзянович в своем труде «Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык» (1987) заметил уникальный в булгарской эпитафической традиции факт, когда памятник на могиле отца написан на кыпчакском языке, а на могиле его сына – на булгарском:

у отца: … Änbal oγlı Häsän zijaräte turur. … tarix ieti jüz qïrq bešdä, rä ǯäb ajınıŋ üčenče küne erdi. – «…Анбала сына, Хасана, место погребения … в семьсот сорок пятом, раджаба месяца третий день был»

у сына: ... Ämbal oulı Häsän oulı ha ǯi Bu bälekü kü. – «Амбала сына, Хасана, (его) сына хаджи Бу надмогильный памятник это»

Первый памятник поставлен на могиле Хасана, сына Анбала, усопшего в 1345 г. Надпись на памятнике выполнена на стандартном тюркском языке.

Надпись на памятнике сыну Хасана, которого звали Хаджибю, выполнена уже на чисто булгарском языке.

Отсюда: в момент смерти Хасана, сына Анбала, т.е. в середине XIV в., часть населения была кыпчакоязычной. Это были мигранты из южных районов – из Дешт-и-Кыпчака или из Хорезма. Однако к моменту смерти сына Хасана, которого звали Хаджибю, эти кыпчаки, по всей вероятности, были ассимилированы местным населением и перешли на булгарский язык. Иначе почему надпись на памятнике Хаджибю сделана не на кыпчакском, а на булгарском языке, который можно читать только на чувашском?

На территории Булгарского улуса, как и везде в мусульманском мире, достаточно много арабоязычных эпитафий, пишет А.А. Чеченов. По сути, все эти эпитафии являются частично арабоязычными. Однако это свидетельствует не об арабоязычности населения Среднего Поволжья, а только о бытовании здесь значительного контингента мусульман. Наличие в эпитафиях арабоязычных частей, в большинстве своем представляющих цитаты из Корана, объясняется существующим до сих пор запретом переводить коранические суры, как нельзя переводить слово Аллах (от "аль-илах" "единый Бог") (в отличие от христианства, не запрещающего переводить это Слово на национальный язык, например: на русском Бог, на чувашском Турă "Создатель", на латыни Deus, на английском God...). Интересно, но факт: на еврейском Элох’и́м, на арамейском Элах...

Другими словами, исламское богослужение на территории будущего Казанского ханства, как и во всем мусульманском мире, велось и ведется на арабском языке. Но если бы местное население того времени свободно владело бы арабским языком, то все тексты эпитафий были бы написаны полностью на арабском языке. Надписи, не сделанные на арабском языке, говорят о языковых пристрастиях либо заказчиков, либо исполнителей эпитафий, которые владели не только искусством оформления камня, но и хорошо знали государственные языки Волжской Булгарии, а именно:
арабский (исламский), кыпчакский (татарский), булгарский (чувашский).

Егоров Николай Иванович заметил, что нисбы и тахаллусы, начертанные на булгароязычных эпитафиях имена усопших прямо указывают на их среднеазиатское происхождение (Хасан ас-Самарканди, Хайбетель ибн Мухаммед аль-Дженди, шах Курасан ибн Мухаммедшейх ал-Кердари, Исмагил эш-Шемахи, Мобарак шах Курасани...). Возникает закономерный вопрос: почему на могилах выходцев из Средней Азии на территории Булгарского улуса Золотой Орды в конце XIII – первой половине XIV вв. устанавливали памятники, написанные на среднебулгарском языке? Ответ был дан в работе Н.И. Егорова «Булгаро-чувашскокыпчакские этноязыковые взаимоотношения в XIII–XIV веках» (1984).

В указанный период Волжская Булгария «постепенно, но неуклонно восстанавливала, в определённом отношении, в качестве отдельного улуса Золотой Орды, свою утерянную политическую и экономическую самостоятельность… В таких условиях прибывшие в пределы бывшей Волжско-Камской Болгарии разноязычные золотоордынские переселенцы должны были усвоить и усваивали в качестве языка межэтнического общения язык количественно преобладавшего основного местного населения, т.е. болгарский, являющийся к тому же языком фактически правящей местной болгарской феодальной аристократии».

Н.И. Егоров пришёл к заключению, что к концу XIII – началу XIV вв. в Золотой Орде начинает превалировать кыпчакский язык, однако ... пришлый кыпчакоязычный элемент в количественном отношении был сравнительно малочисленным. Таким образом, в соотношении болгарского и кыпчакского языков в эпиграфических памятниках конца XIII – первой пол. XIV вв. с территории Булгурского улуса Золотой Орды «отразились процессы постепенной болгаризации пришлого кыпчакоязычного этнического компонента». Однако отметитм, что приток кыпчакоязычного населения из разных регионов Золотой Орды в область Волго-Камья продолжался в течение всего XIV века. соответственно, со временем кыпчакский язык вытеснил булгарский и стал татарским.

Но булгарский язык сохранился в той части народа Волжской Булгарии, которая выжила и освоила новые территории. Этот народ – чуваши.

Итак, на территории Булгарского улуса Золотой Орды в XIII– XIV вв. разворачивалось противостояние двух языков – булгарского (джокающего) и кыпчакского (йокающего). При этом происходила ассимиляция кыпчакоязычных мигрантов с юга (преимущественно с территории Хорезма) в булгарской этноязыковой среде. У волжских булгар не было традиции установления каменных эпиграфических памятников, эта традиция пришла с мусульманскими мигрантами извне. Язык так называемых булгарских эпиграфических памятников XIII–XIV вв. нельзя считать эталонным волжско-булгарским, так как на них отражается язык обулгаризировавшихся кыпчакоязычных мигрантов, а не «чистых» волжских булгар. Между Булгарским улусом Золотой Орды и Казанским ханством не может быть никакой этноязыковой преемственности, ибо после военных событий 1391 и 1395 гг. вся степная и лесостепная часть Восточной Европы превратилась в одно сплошное «дикое поле», а само Казанское ханство образовалось лишь в 1445 г., то есть спустя ровно полвека. Среднекыпчакский язык был йокающим. Джоканье в заказанских говорах центрального диалекта татарского языка (т.е. в так называемом казанско-татарском) развилось относительно поздно (не ранее XIV в.) и, вопреки голословным утверждениям некоторых казанских языковедов, непосредственной связи со среднебулгарским джоканьем не имеет. Полное или частичное джоканье в диалектах татарского языка развивалось в ходе ассимиляции заказанских «чюваша» в XVII–XVIII вв. «Чюваша», которых русские актовые и прочие нарративные источники фиксируют в Заказанье вплоть до конца XVIII в., очевидно, являются потомками закамских булгар, бежавших из метрополии в конце XIV – начале XV вв., то есть после окончательной гибели Волжской Булгарии. Чувашский язык, очевидно, является прямым продолжением диалекта правобережных булгар, выживших после опустошения булгарских земель войсками Тамерлана в конце XIV – начале XV вв. Этот язык существенно отличается от языка закамских булгар, которые поддерживавшили более тесные контакты с мусульманским миром.

Давайте теперь еще раз вспомним, что писали о Казанском ханстве...

В «Казанской истории» (1564-1566) ни разу не встречается слово чуваш, либо производные от него, хотя автор перечисляет и описывает народы, составлявшие Казанское ханство: «И, обойдя поле, переправился он через Волгу и засел в Казани, пустом Саинове юрте. Мало было тогда в городе жителей, и стали собираться сюда сарацины и черемисы, жившие по казанским улусам, и были они рады ему. И вместе с уцелевшими от пленения остатками болгар молили его казанцы быть им заступником и помощником в бедах, которые терпели они от набегов и походов русских, и быть правителем их царства, дабы окончательно они не разорились. И покорились они ему». В 1511 году в русском документе слово "чюваша" употреблено в значении "бесермяне". Интересно, но факт: в 1650-х годах термином "ясачные чуваши" обозначали казанских татар. Вплоть до начала XX века среди казанских татар более популярным самоназванием был конфессионим «мусульмане», нежели этноним «татары». Отсутствие упоминания этнонима чуваш в «Казанской истории» может быть объяснено только тем, что автор под упомянутыми им сарацинами и басурманами понимал предков современных казанских татар, а под болгарами — предков современных чувашей. Забегая вперед, скажем, что "чуваши" на самом деле - весьма неоднородный состав, причем как по мужской, так и по женской линии: сувары (чистокровных мало), булгары (чистокровных мало), кипчаки (чистокровных мало), суваро-булгары, булгаро-буртасы, булгаро-кипчаки, суваро-русы, булгаро-русы, татаро-русы, очувашившиеся буртасы, черемисы, кипчаки, монголы... "Чуваши" это большая часть населения Чувашии, Татарстана, Ульяновской области, Пензенской области, Самарской области, Башкортостана...

Автор «Краткой истории города Казани» (1822) К.Ф. Фукс отмечал, что чуваши были причислены к жителям нагорной стороны Казанского ханства по переписи 1469 года: «К жителям нагорной стороны (горные люди) причислены Чуваши, Черемиса, Мордва, Можары, Тарханы». Однако летописи, на которые ссылается Фукс, не содержат сведений о результатах переписи земель Казанского ханства. В частности, в Царственной книге, в котором описываются события происходившие на территории современной Чувашии, речь идёт только о татарах и о черемисах. Стало быть, в 1469 г. еще не было этнонима «чуваши».

В 1549 г. австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге «Записки о Московитских делах» так пишет о Казанском ханстве: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек... среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства». Откуда "чуваши" знали судоходство? А кто знал судоходство? Ответ: булгары и сувары.

Изначально Казанское ханство обособилось на территории не всей бывшей территории Волжской Булгарии, а в пределах так называемого Казанского улуса, но в период своего расцвета (II пол. XV в.) территория Казанского ханства превышала размеры Волжской Булгарии и достигала общей площади почти 700 тыс. кв. км. На землях Казанского ханства жили сувары и булгары, предки чувашей, кыпчаки, предки «казанлылар», башкорты, предки башкир, черемисы, предки марийцев, удмурты...

Почему мы начинаем перечисление населения Казанского ханства не с "татар", а с "чувашей"? Ответ: по превосходству численности народа.

"Основное" население Казанского ханства чаще всего называло себя либо муслимы ("мусульмане") либо казанлы ("казанцы"). Вначале численность населения достигала 500 тыс. чел. В башкирские земли казанские ханы периодически посылали своих наместников за сбором ясака. Имея относительную автономию, башкиры были обязаны нести военную службу в ханском войске. Более сильной ханская власть была в удмуртских землях, где располагались владения многочисленных представителей казанской знати (Арский городок). Чуваши жили преимущественно в окрестностях реки Свияга. В будущей Чувашии также имелись владения татарской знати, однако власть хана там была менее прочной. Большая часть населения региона лишь выплачивала ясак, который собирали представители местной знати. Во главе центров расселения чувашей стояли çĕрпÿ («сотенные князи»), отвечавшие также за набор воинов в ханское войско в случае войны (о том, как чуваши защищали границы Казанского ханства, мы расскажем в следующей статье).

После принятия в XIV веке ислама в качестве государственной религии, влияние мусульман ("бесермене" или "сарацины" в русских документах) в поволжских городах увеличилось, что привело к тому, что многие булгары-муслимы смешались с тюркским, в том числе кыпчакским населением Орды, а основным языком стал татарский (кыпчакский) язык. Тем не менее, "чуваши" численно превосходили все остальные народы Казанского ханства. Сколько их было, точно уже никто не скажет. Однако догадаться можно по имеющимся источникам.

Егоров Николшай Иванович писал: "˂…˃ ко второй половине XIV в. основным признаком, различающим пришлое золотоордынское и местное булгаро-чувашское население на территории бывшей Волжской Булгарии, стала выступать религиозная принадлежность. По этому признаку местное булгаро-чувашское население называлось çăваç, и марийцы это восприняли как этническое название. А пришлое золотоордынское — бесермен. Окончательно этноним чăваш складывается в период Казанского ханства. Переселившиеся во второй половине XV в. в Среднее Поволжье кыпчаки восприняли термин çăваç «жертвоприноситель» в качестве этнического названия и, согласно произношению кыпчакского (татарского) языка, переделали его в чăваш. В такой форме это попало в чувашский и другие языки. В конце XIV в., в результате геноцида со стороны золотоордынских эмиров, булгаро-чувашей в Правобережье почти не осталось. Этой кучке чудом сохранившихся булгар волею судьбы было суждено стать основой нового двухмиллионного этноса, вошедшего в историю под именем чăваш — чуваши".

Князь Курбский при описании похода русских на Казань в 1552 году:

"Егдажъ преплавишася Суру рѣку, тогда и Черемиса Горняя, а по ихъ, Чуваша зовомые, языкъ особливый, начаша встрѣчати по пяти сотъ и по тысящѣ ихъ, аки бы радующеся цареву пришествію: понеже въ ихъ землѣ поставленъ оный предреченный градъ на Свіягѣ".

Чувашская даруга как административно-территориальная единица Казанского ханства располагалась южнее и юго-восточнее от Казани и управлялась наместником хана. Население в основном состояло из предков современных чувашей и марийцев. Сюда входили деревни, образовавшиеся в конце 14 века после вынужденного переселения части населения бывшей Волжской Болгарии из Закамья и с территории нынешней Самарской области. Другим направлением переселения населения бывшей Волжской Болгарии было Правобережье Волги — территория нынешних западных районов Татарстана, северных и центральных районов Чувашии.

В «Писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 годов» бывшая Чувашская дорога переименована в Зюрейскую дорогу, по названию чувашской деревни Зюри, через которую проходила основная сухопутная дорога.

Большая часть чувашей Чувашской дороги в 16—17 вв. была отатарена после принятия ими ислама. «Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 гг.» свидетельствует, что земли многих чувашских деревень были заняты русскими помещиками, монастырями. Население части чувашских деревень в 17 веке переселилось в Закамье, Правобережье современного Татарстана, на территорию современной Чувашии.

С сер. 16 в. в Чувашской дороге начало проживать русское население.

Служилые чуваши во 2-й пол. 16 в. приняли крещение, стали служилыми новокрещенами и впоследствии обрусели.

Зюрейская дорога в 1708 году вошла в состав Казанской губернии.

Татищев Василий Никитич в «Истории Российской» (XVIII в.) писал:

"Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской"; "Чуваши, народ болгарской, около Казани"; "Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно"; "Оставшие болгарские народы чуваша".

Со времени насильственной христианизации Поволжья (особенно массово в XIX веке) и вплоть до начала XX века фиксировались случаи смены этнической самоидентификации чувашей из религиозных соображений, так называемый «переход в татары» с принятием ислама. Со второй половины XX века возросла тенденция ассимиляции чувашей титульным населением России — русскими.

Комиссаров Гурий Иванович в 1911 году в статье "Чуваши Казанского заволжья" писал: «Чувашенин, принявший мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашенином и говорить по-чувашски, а называет себя татарином. «Я не чувашенин, то есть не язычник», мыслит он: «я татарин, то есть правоверующий».

Резкое снижение численности чувашей во второй половине XX века исследователи связывают с массовым переходом чувашей в русские:

Незначительно сократилось число чувашей: было 1,77 млн, стало 1,64 млн. Неблагоприятные демографические тенденции в данном случае действительно имеют место (об этом ниже), но основной фактор — смена этнической идентичности.— Население России 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. — М. Наука, 2006. С. 73.

В 1920-е годы обсуждалась идея переименования чувашей в булгар, вслед за переименованием черемис в марийцев. Была целая кампания изменить название "Чувашская АССР" в наименование "Булгарская АССР".

В 1925 году Петров-Тинехпи в докладе "Происхождение чуваш" отмечал:

«...в разгромленной Булгарии... татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. ... начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство. Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века ... татары ... под кровом русской власти... продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений»; «...на основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши»...

В 1826 г. в Казанской губернии было: суммарно чуваш и татар 508 228, из них: чуваш 371 758 (73 %), татар 136 470 (27 %).

В 1897 г. в Казанской губернии было: суммарно чуваш и татар 1 257 311 , из них: чуваш 513 044 (40 %), татар 744 267 (60%).

Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения (в 1876 г. более чем в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть в полтора раза) объясняется именно поглощением чувашского населения.

Тем не менее, в Татарстане сохранилось множество чувашских деревень, которых насчитывается около 170, среди них Старые Савруши, Новое Аксубаево, Старая Киреметь, Сунчелеево, Емелькино, Старый Чувашский Адам, Старое Узеево в Аксубаевском районе, Старая Тумба, Чувашское Бурнаево, Старая Тахтала и Борискино в Алькеевском районе, Клементейкино, Ерсубайкино и Старое Суркино в Альметьевском районе, Альшеево, Рунга, Чувашские Кищаки, Большое Шемякино, Бюрганово в Буинском районе, Старое Ильмово, Убей, Чувашское Дрожжаное, Городище и Матаки в Дрожжановском районе, Аксумла, Елаур, Илюткино, Средняя Камышла, Егоркино, Салдакаево, Старое Иглайкино в Нурлатском районе, Кошки-Новотимбаево, Богдашкино, Исково, Тоншерма, Верхние Тарханы, Чувашское Черепаново в Тетюшском районе, Ивашкино, Кармалка, Ульяновка, Новое Ильмово, Лагерка в Черемшанском районе, Чувашский Елган и Нижняя Кондрата в Чистопольском районе. Значительно количество чувашей в городах Казань (12 457), Набережные Челны (12 593), Нижнекамск (5780), Нурлат (4653), Бугульма (2112), Буинск (1823), Чистополь (1399), Тетюши (1226) и Зеленодольск (1197). Общая численность чуваш Татарстана — 126 532 чел. (по данным 2002 года).

ВЫВОД

Таким образом, несмотря на массовое наступление кыпчакского языка, продвижение в религиозной и культурной сфере арабского языка и т.д., булгарский язык, на котором разговаривали Кубрат и Атилла (!!!), выжил и сохранился. Как это могло случиться? Как вообще выживают языки? Ответ прост: язык жив до тех пор, пока на нем разговаривает народ. В нашем случае на булгарском языке говорит чувашский народ, потому что на булгарском языке говорили предки современных чуваш. А предками чуваш были булгары и сувары, два мощных народа с очень сильной языковой и культурной памятью. Это были народы, которые не смогли забыть ни свой родной язык, ни свои обычаи и те святые вещи, которые идентифицируют людей как народ, который помнит историю: традиции предков, язык предков, боевой путь своих славных воинов...

Истина – одна, но версий много. Нам их выбирать. По одной из версий, чуваши являются потомками племенного объединения суваров (савиров), откочевавших на север, известных по сообщению Ахмада ибн-Фадлана под именем сувазы и отказавшихся принять ислам в 922 году при царе Алмуше, что вынудило их уйти в леса со своим вождём Вирагом (Аскалом) и дало начало формированию будущей чувашской народности. Об этом мы более подробно расскажем в нашей следующей статье...