Найти тему
Киношная ночь

Самые глупые штампы кино. №4

1. Таинственный наблюдатель

Кадр из фильма "Окно во двор". Режиссёр – Альфред Хичкок
Кадр из фильма "Окно во двор". Режиссёр – Альфред Хичкок

Главный герой высаживается на какую-нибудь незнакомую планету или прибывает в место, где ему необходимо выполнить свою миссию. И вот, он вдруг замечает, что кто-то на него пристально смотрит, но затем прямо перед его лицом проносится человек, и таинственный наблюдатель магическим образом испаряется...

Кадр из сериала "Мандалорец" (2 сезон, 3 серия). Героиня вот-вот исчезнет
Кадр из сериала "Мандалорец" (2 сезон, 3 серия). Героиня вот-вот исчезнет

Я не вёл подсчёт, но фильмов, эксплуатирующих этот штамп точно десятки тысяч. Вспоминается начало "Принца-полукровки" с исчезновением Дамблдора, а из последнего – 3 серия второго сезона "Мандалорца". Причём снято всё всегда настолько одинаково, что предугадать этот "магический трюк" не составляет труда. Как только появляется некто, незаметно следящий за главным героем, знайте: он ждёт удачного момента, чтобы эффектно испариться. Интересно, как же великий следопыт Арагорн без этого обходился во "Властелине колец"? Он, наверное, самозванец – только и умеет, что свечки пальцами гасить.

2. "Мы с тобой похожи"

Кадр из фильма "Матрица: Революция". Режиссёры – Лана и Лилли Вачовски
Кадр из фильма "Матрица: Революция". Режиссёры – Лана и Лилли Вачовски

В хит-параде затёртых, забитых, уничтоженных и разложенных на молекулы фраз злодеев эта стоит на первом месте. Мало того, что главному антагонисту всегда мало просто пристрелить главного героя, и он вместо этого начинает толкать долгую и пафосную речь. Так ему ещё и обязательно нужно будет тыкнуть пальцем в то, как же они с протагонистом сильно похожи.

-4

Лишь тонкая грань разделяет их мировоззрения, просто герой этого не понимает и сторонится своей истинной природы... Ах... И тут все должны почувствовать накал страстей и противоречивость ситуации, в которой нет правильного решения, и у каждого персонажа есть своя правда. Вот только это работает когда сюжет проработан до мелочей и есть моральная проблема, для которой не существует верного решения. А когда эту фразу "мы с тобой похожи" пихают просто ради пафоса, она сразу дешевит любой фильм в разы.

3. "Ты в порядке?"/"Всё будет хорошо"

Кадр из фильма "Мистер и миссис Смит". Режиссёр – Даг Лайман
Кадр из фильма "Мистер и миссис Смит". Режиссёр – Даг Лайман

Ещё две фразы из того же хит-парада. Обычно хорошо идут в комплекте. А сама комплектация базовая для всех боевиков, фэнтези или любого блокбастера, где главным героям может угрожать смерть. Хотя в целом этими штампованными репликами не брезгуют и в мелодрамах, где максимум, что героям грозит – это расставание.

-6

Выбросить эти слова из любого фильма, и их отсутствия никто бы не заметил. Но пятна настолько въелись в сценарное дело, что их уже ничем не вытравить. Временами сценаристы даже пытаются над этим подшутить, вводя всякие ироничные ответные реплики вроде: "Как я по-твоему могу быть в порядке, идиот?" или "Нет, всё не будет хорошо! Почему все вокруг это повторяют?!", но ситуацию это не спасает.

4. Новостные выпуски всегда в тему (прислано подписчиком)

Кадр из сериала "Служба новостей"
Кадр из сериала "Служба новостей"

Всякий раз, когда герой включает телевизор, он обязательно слышит ровно то, что нужно для сценария. Понятно, что в фильме не должно быть ничего лишнего, но хоть какая-то доля реализма ведь должна присутствовать? Самое забавное – это когда персонажу звонят и просят его посмотреть новости. То есть в этот самый момент ему как бы говорят, что сейчас идёт передача, которую он пропускает. Но когда включается телевизор, удивительным образом новости только-только начинаются, и диктор разве что представиться не успевает прежде, чем сообщить нечто важное.

-8

Из фильма в фильм одно и то же. Покажите, как герой читает о себе в интернете или как ему просто рассказывают про новости, а смотрит он их позже. Да пусть хоть в газете прочитает – это и то будет реалистичнее, чем штамп с магическим телевизором. Вариантов полно, тут не нужно особой смекалки, чтобы выкрутиться. Но так проще.

5. Волшебный перекрёсток

Кадр из сериала "Настоящий детектив"
Кадр из сериала "Настоящий детектив"

Огромное количество боевиков, начиная с самых 90-х, а то и 80-х годов грешат этим. Главный герой уматывает от погони, машина в заносе, диски летят, покрышки визжат и так далее. И вот, впереди светофор, показывающий красный свет. Оживлённое движение, но выхода нет, нужно прорываться, иначе злодеи догонят! И тогда герой решает рискнуть и проехать сквозь поток. Ого, ему удалось! А вот врагам естественно нет – им в бочину обязательно влетит автомобиль. Причём ладно если легковушка, но ведь скорее всего какой-нибудь джип или фура – чтобы точно решить исход погони.

-10

Раньше это смотрелось классно, но спустя десятилетия повторов выглядит нелепо. Хотя потом этот штамп получил ещё одну вариацию, даже более идиотскую. Сейчас во многих фильмах нам показывают машину героя изнутри, причём в таком ракурсе, чтобы было видно тот самый волшебный перекрёсток, когда она будет через него проезжать. И вот, герой едет на машине, весело разговаривает с соседом на пассажирском сидении, и тут вдруг ему в бок на полной скорости влетает чужая машина.

Кадр из фильма "Угнать за 60 секунд". Режиссёр – Доминик Сена
Кадр из фильма "Угнать за 60 секунд". Режиссёр – Доминик Сена

Откуда она там взялась – вопрос второстепенный, в конце концов психов на дорогах полно. Удивляет другое: как героям таких фильмов из раза в раз удаётся мастерски не смотреть по сторонам, проезжая перекрёсток, хотя, по сути, это одно из самых опасных мест, которые могут быть на дороге. А проезжают так, будто едут по еврейской загородной трассе в шаббат.

-12

А какие штампы больше всего раздражают тебя? Пиши в комментариях, обсудим! Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы не пропустить продолжение!

Другие выпуски:
🎬
№1 | №2 | №3 | №5🎬