По конструкции асинхронные двигатели можно разделить на две группы:
- С короткозамкнутым ротором. Второе название - “Беличья клетка”. В данном случае обмотка ротора представляет собой замкнутые не изолированные металлические стержни из сплавов меди или алюминия.
- С фазным ротором.
Основные преимущества асинхронных двигателей
- Простота пуска напрямую от электросети.
- Кратковременные перегрузки не опасны.
- Отсутствие скользящих контактов позволяет быстро наращивать мощность двигателя.
- Простота конструкции обуславливает простое ТО и сервис.
- Выгодная цена по сравнению с двигателями синхронного типа и ДПТ.
Недостатки двигателей с короткозамкнутым ротором
- Максимальное количество вращений ротора - 3 000 об/мин;
- Сложность в регулировании частоты вращения ротора;
- Наличие высоких пусковых токов.
Конструкция электродвигателей с использованием фазного ротора имеет некоторые преимущества по сравнению с двигателями с короткозамкнутым ротором. Используемая схема обмотки, называемая “Звезда”, подает напряжение через три контактных изолированных кольца ротора.
Преимущества фазного двигателя:
- Регулировка и отключение пусковых токов с помощью резистора;
- Высокий пусковой момент;
- Количество оборотов ротора можно регулировать.
Недостатки использования фазного двигателя:
- сравнительно большие габариты;
- большая масса конструкции;
- сложное ТО и сервис;
- высокая себестоимость
- наличие резистора в цепи электромагнитов ротора.
Вопрос использования фазных двигателей можно учитывать только в сравнении с подобными характеристиками асинхронных двигателей. В иных случаях применение каждой конструкции оправдано теми задачами, которые нужно решить.
Кратко о принципе действия электродвигателей
Основное отличие электродвигателя заключается в скольжении, вызванном различием частот магнитного поля статора и ротора.
В подвижной части двигателя, роторе, напряжение создается за счет образования переменного магнитного поля в обмотке неподвижного статора. Что является причиной возникновения вихревых потоков, которые в свою очередь, и вызывают требуемое вращение самого ротора.
Причины популярности у потребителя
- низкая себестоимость;
- простота исполнения конструкции.
Варианты обмоток
Если рассматривать особенности обмоток неподвижной части пары ротор/статор, то можно выделить следующие группы двигателей:
- Однофазные. Принцип их действия основан на наличии внешнего источника переменного тока (пусковой индексатор, индуктор). двигатель запускается за счет действия фазосдвигающего элемента. Это двигатели с малой мощностью.
- Двухфазные. Здесь используются две обмотки со сдвигом по фазе. Небольшая мощность таких двигателей используется в электроприборах бытового назначения.
- Трехфазные и многофазные, так как количество обмоток статора может быть три и более. Каждая обмотка имеют сдвиг по фазе на заданный угол.