После изобретения вакцины и нормализации обстановки туризм будет восстанавливаться, но массовых потоков мир не увидит еще долго. Так считает генеральный директор туроператора TEZ TOUR Воскан Арзуманов.
Воскан Арзуманов: "Может быть, в 2021 году люди привыкнут к COVID-19, как привыкают ко всему в жизни, станут более подготовленными с точки зрения мер безопасности: маску надели, руки помыли и поехали. Но очевидно, что такой туризм не будет массовым – и по экономическим причинам, и из-за нежелания путешествовать, так как это сопряжено с дополнительными рисками заболевания, нахождения в больнице в чужой стране и так далее".
Ужесточение требований к санитарным нормам повлечет за собой дополнительные траты со стороны отелей – на закупку оборудования и различных расходников, найм персонала, будет дорожать аренда из-за сокращения числа пригодных площадей.
"Изменятся и стандарты проживания на курортах всего мира. Из-за ограничения количества людей, одновременно находящихся в кафе и ресторанах, вырастет стоимость питания и других услуг, и как следствие, их цена для конечного потребителя. Не исключено, что часть объектов не справятся с кризисом, а остальным придется как-то выживать. Самый простой для этого способ заключается в наращивании выручки, в связи с чем неизбежно повышение цен на услуги".
По мнению Арузманова, для всего населения мира отдых станет менее доступен, и спрос на путешествия снизится.
По мнению гендиректора туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, вакцинация и снижение заболеваемости вирусом до единичных случаев позволят туристам поверить в окончание пандемии, также должно произойти психологическое восстановление.
Людмила Теличко, аналитик "Промсвязьбанка" отметила, что даже при условии снятия ограничений, не будет повсеместного овертуризма.
"Страх нахождения в толпе практически полностью нейтрализуется, когда будет стабилизирована эпидемиологическая ситуация, и риск заражения с тяжелыми последствиями либо исчезнет совсем, либо вирус "останется с нами" наравне с гриппом и другими сезонными заболеваниями. Но из-за снижения спроса (сниженная платежеспособность населения и эффект замедленного восстановления), а также из-за закрепления ряда сложившихся в пандемию тенденций – таких, как переориентация с музейного туризма на оздоровительный, экологический или даже экстремальный, и изменение предпочтений в пользу индивидуальных поездок, овертуризма мы какое-то время не увидим".