Найти тему
ИА Хакасия

Сергей Широбоков: Жителей Хакасии дамбы защищают надежно

Оглавление
Фото: 19rus.info
Фото: 19rus.info

Есть в Хакасии с виду неприметная, но очень важная служба — ГБУ РХ "Управление инженерных защит". Подведомственно оно министерству природных ресурсов республики, однако свое начало берет еще задолго до того, как в Хакасии появились министерства, а сама республика обрела самостоятельность.

Управлению инженерных защит уже 52 года. Больше пяти десятилетий специалисты службы, поколение за поколением, несут нелегкую службу — ограждают регион, в особенности столицу республики Абакан, от водной стихии.

В прошлом году службу возглавил Сергей Широбоков. Он уже работал руководителем с 2005 по 2010 годы, потом ушел, но снова вернулся. О том, чем занимается Управление, Сергей Николаевич рассказал 19rus.info.

О гидротехнических сооружениях

- Если о нас не знают, это очень хорошо. Если бы говорили часто, это бы означало, что наш город и остальные муниципальные образования республики не защищены. У нас 93 гидротехнических сооружений во всех районах республики. Самые масштабные — это защитные сооружения Абакана. Здесь у нас около 25 километров дамб и столько же почти дренажных каналов. Город надежно защищен от паводков и водных стихий. За 52 года не было ни одной серьезной ситуации, когда жизни людей, транспортным коммуникациям угрожала опасность со стороны реки Абакан и остальных рек.

Прорыв дамбы в селе Московское в октябре 2018 года

– Там был человеческий фактор. Я, к сожалению, в те годы не работал, но там была допущена технологическая ошибка — уже законченное сооружение — дамба — была разрыта, была установлена труба для слива водохранилища. Свежая дамба, естественно прорвало. На этот водохранилище есть каскад прудов, на самом верхнем и самом мощном есть донный выпуск, но нужно было время, чтобы слить такой объем воды. Решили по-быстрому, к сожалению, это по-нашему. Сейчас эта дамба абсолютно надежная, никакая опасности не представляет. Есть аварийный водовыпуск, донный выпуск налажен. Так что все нормально.

Движение транспорта по Южной дамбе в Абакане

Еще одна проблема, о которой ранее сообщало 19rus.info — это движение промышленного транспорта по дамбам в Абакане. Грузовики и самосвалы оставляют после себя ямы и ухабы, по которым проехать легковушкам уже проблема — можно убить подвеску, схватить грыжу на колесо или и вовсе вылететь в кювет — если не рассчитать скорость.

Федеральную трассу содержит Байкалупрдор, республиканские дороги — Минтранс РХ. Дорожное полотно в населенных пунктах должны ремонтировать местные власти. Но как быть с асфальтом на дамбах?

Строго говоря, дамбы вообще не предназначены для движения транспорта, тем более большегрузного. Это дороги не общего пользования, а технического. Но разве это объяснишь многочисленным ООО и ИП, которые считают дамбу точно такой же дорогой, как все остальные?

Наглядный пример — Южная обводная дамба, которую на выезде из Абакана пересекает Аскизский тракт. Корреспонденты 19rus.info побывали там и лично убедились: большегрузы ездят по дамбе постоянно, оставляя после себя убитый как после бомбежки асфальт.

По словам Широбокова, они вышли на те предприятия, грузовики которых разбивают и без того убитый асфальт, и предложили восстановить покрытие. Реакции практически никакой не было, предложение понимания не встретило.

– Мы этот участок взяли под усиленный контроль. Сначала искали заинтересованных подрядчиков — тех, кто перевозит уголь, гравий, железобетонные изделия, надеялись на партнерские отношения. Но, к сожалению, ни к чему хорошему это не привело.

Поэтому мы взялись сами восстанавливать. Однако мы договорились с предприятиями, что в будущем сезоне начинаем вместе трудиться в данном направлении. ООО «Бентонит» (от встречи уклоняется, хотя интенсивность перевозок минерального сырья очень сильная.

Федеральное финансирование на 2021 год — ноль

– У нас идет финансирование из двух источников. Проектно-сметную документацию за счет республиканского бюджета, далее следует защита в Москве в Росводресурсах и финансирование выделяется из федерации. Допустим, дамба в Арбатах, которая сейчас признана лучшей, сделана за счет федерального бюджета. Сейчас несколько лучше стало финансирование, но у нас переходящая кредиторская задолженность, которая все эти выделенные деньги нивелирует. Мы сейчас приобретали технику, участвовали в разработке ПСД. Поэтому часть нашей сметы уменьшится на потраченную сумму. Но проблема не только наша, у всех муниципальных образований так. Тем не менее все госзадания и планы, которые нам были поручены, мы выполнили на 100%.

– В следующем году, к сожалению, из федерального центра нам выделили ноль. Они перераспределили на 2022-23 год порядка 110 млн на капремонт насосной №3. Минприроды этот проект защищает в 2021 и начинаем работать в 2022 году. В предстоящем году будем заниматься текущими ремонтами. На сегодня восьмая буна на южной дамбе проблематичная. Частично мы ее уже отсыпали, но там требуется скальный грунт. При оформлении карьера будем проводить текущий ремонт.

К сожалению, выше по течению река Абакан изменила русло, постоянно меандрирует. Сейчас все русло сместилось в сторону города. После облета квадрокоптера МЧС выяснилось, что порядка 6 километров выше по течению русло набило новый путь, и 80% объема воды сместилось влево, то есть к нашей Южной дамбе. Это не есть хорошо. Будем вдоль укреплять буну в течение строительного сезона, в дальнейшем потребуется заказ ПСД и защита. Будем ждать федеральные деньги, чтобы эту проблему решить глобально. Проблема очень серьезная. Нужно будет принимать превентивные меры.

Нужно ли ждать жителям Хакасии беды

– Хочу заверить население всех тех населенных пунктов, где есть наши гидротехнические сооружения. Все дамбы в нормативном состоянии, никакой опасности и угрозы жизни и объектам жизнедеятельности не существует.

О коллективе и качестве выполняемой работы

– Управление инженерных защит работает в круглосуточном режиме. У нас диспетчерская служба, в которой работают ответственные люди, сформировавшийся коллектив. Есть сотрудники, которые пришли юношами и девушками, и 27 лет за невысокую заработную плату работают на одном месте. Честь им и хвала за самоотверженный труд. Я горжусь, с каким качеством мы делаем объекты. К нам никогда не бывает претензий со стороны местных администраций. Сейчас, к примеру, занимаемся ликвидацией кустарниковой растительности на Южной дамбе, на которую жаловались местные жители. Удалили огромное количество кубометров вязов, тополей, кустарников. В зимний период начинаем все вывозить. Все до единого тополя будет убрано.

Справка

Сергей Широбоков, 66 лет. Родился в селе Аскиз, окончил Красноярский политехнический институт. Сейчас, по его словам, «с удовольствием живет в Хакасии».