Найти тему
9,8K подписчиков

Три главных слова

mosigra.ru
mosigra.ru

Недавно политолог Александр Морозов определил три главных слова. При этом он имел в виду не три слова из частной жизни каждого человека, с которыми тот обращается к личному симпатизанту. И не те три слова, которые человек говорит, ненормативно критикуя другого человека (или группу лиц). А те три слова, которые наиболее активно использовались в политическом словаре России в 2020 году. Для Морозова этими словами стали “застой”, “неопределенность”, “технократы”. Логика следующая.

“Застой” стал словом, замещающим “стабильность” (термин, который более десятилетия был системообразующим для государственной власти в стране и, соответственно, государственной пропаганды). Кроме того, застой - негативный оттенок, стабильность - позитивный. И смена в публичной дискуссии одного термина на другой показывает сложившуюся тенденцию. К той же негативной тенденции относится слово “неопределенность”.

Ну, а справиться с этим негативом должны были технократы. То есть не политики, а эдакие суперрациональные назначенцы из центра, которые хладнокровно (но при этом и душевно) принимают наиболее выгодные решения - и для народа, и для государства. Как минимум была такая идея. А уж насколько она реализована в жизнь, стоит спросить население тех регионов, в чью политику эти технократы были десантированы в 2020 году или даже чуть раньше.

В дальнейшей дискуссии к первоначальным словам подкидывались другие. Например - “осторожность” (как говорят высшие политики - “относиться с осторожностью и пониманием”). И еще - “турбулентность” (сатирически этот процесс можно определить как “невладелые технократы тщетно пытаются навести порядок в мире застоя и неопределенности”). Кто-то написал даже слово “москвафобия”, характеризируя так региональные страхи периода лета, когда казалось что “вся коронавидная зараза ползет из Москвы”. А технократов народ уже осмыслил как “варягов”, как бы возвращаясь к Рюрику, приехавшему из-за границы (сейчас - из Москвы?), чтобы править и володеть изобильной землею, где нет порядка.

Воспользовавшись этим посылом, порассуждаем: какие слова были ключевыми для профсоюзов в 2020 году? Понятно, что на первом уровне - те же, что и всегда: “зарплата”, “пенсии”, “рабочее место” и т.д. Но это всегда базис. А что еще? “Пандемия”? Но здесь нет специфики для профсоюзов - в 2020 году это слово для всего мира.

Если брать трудовые отношения, то для 2020 года на первом месте в “новом трудовом профсоюзном словаре” - термин “удаленка”. Широчайшее распространение по сути новой формы занятости. Конечно, сейчас через новые нормы в Трудовом кодексе ее ставят под контроль и регулирование. Но мне кажется, что ее влияние будет больше и не ограничится формальным изменением рабочего места, рабочего времени и формы коммуникации “работник - работодатель”. С распространением удаленки получит новый толчок процесс разрушения традиционных трудовых коллективов, на которых базируются многие профсоюзы. Понятно, что на очное и непрерывное производство это повлияет в меньшей степени. Но! Кто, например, ожидал такого “удаленного” удара для сектора образования?!

Второе слово - это “выплаты”. Выплаты в 2020 году - это дополнительные деньги медикам из госбюджета. Кстати, то же слово означает в 2020 году и причину для конфликта в случае невыплаты этих денег или неправильного их расчета. В более широком смысле выплаты - это форма господдержки граждан в период пандемии. А уж насколько выплаты были велики, сравнимы ли с таковыми за рубежом - отдельная тема.

Еще одно слово добавилось к профсоюзному словарю - “ВКС”, система видеоконференцсвязи. Технически по-разному реализованные средства коммуникации: Zoom, Mirapolis и т.д., смысл которых - наиболее эффективная коммуникация в условиях удаленной работы. Это не только производственный процесс для лиц тех профессий, работа которых требует такой коммуникации. Это деятельность как внутри профсоюзной структуры, так и во взаимоотношениях с работодателями и властью, так называемый переговорный процесс.

Важный нюанс. В условиях удаленки ВКС (и другие формы коммуникации через интернет) стали играть более существенную роль для организации профсоюзных действий. Можно спорить, насколько голосование за резолюцию в интернете эффективнее очных колонн на площадях. Но на площадях этих колонн не будет еще… некоторое время. Значит, вопрос стоит о том, как эффективно пользоваться тем, чем можно пользоваться сейчас.

Можно придумать и объяснить другие главные слова, под знаком которых прошел 2020 год. Но сейчас интереснее вопрос: какие слова, выражения (молчать, поручик!) станут главными в 2021 году?

И здесь есть широкое поле для размышления. Потому что в стране вероятно дальнейшее снижение жизненного уровня большинства. И этот процесс нельзя нивелировать, используя термин “волонтеры”. Среди населения социальное расслоение может стать еще более глубоким (и заметным, что существенно!). И чем станет при этом “цифровизация” - способом упрощения жизни граждан или новейшей формой контроля и выжимания дополнительных доходов для казны? Что будет в 2021 году у работников с доходами, которые можно обеспечить через колдоговоры? И достаточно ли у профсоюзов для этого инструментов, учитывая пандемийные ограничения? Выйдет ли при этом на первое место слово “протест”? И смогут ли при этом профсоюзы хотя бы слегка подсобраться организационно? Особенно учитывая то, что в декабре внутри профсоюзной структуры на первое место по важности вышел термин “устав”.

Впрочем, хорошо уже то, что мы точно знаем, какие три слова станут главными 31 декабря. Которые повторятся со звоном бокалов: “С Новым годом!” Хотя бы в этом мы стабильны!

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"

Недавно политолог Александр Морозов определил три главных  слова. При этом он имел в виду не три слова из частной жизни каждого  человека, с которыми тот обращается к личному симпатизанту.-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org