Каких пределов может достигнуть изобретательность взрослых в стремлении завоевать и удержать внимание детей на дистанте? Как дошкольным образовательным организациям не растерять воспитанников, педагогам – рабочие места, а родителям – остатки терпения? Возможна ли вообще эффективная работа детских садов в онлайн-формате? Об этом на международной образовательной конференции EdCrunch on Demand поговорили представители сети детских садов и клубов English Preschool Discovery – сооснователь и директор компании Татьяна Амарян и академический директор Мария Вавилова.
– Наша компания из соображений безопасности перешла на дистант чуть раньше официально введенного карантина. Нам предстояло в краткие сроки обучить родителей и педагогов работе в онлайн-формате. Мы разделили задачу на три части: технические вопросы и ошибки, методические особенности и психологические аспекты. Но обо всем по порядку.
Инструментарий подбираем – велосипед изобретаем?
Известный двухколесный транспорт мы все же решили не изобретать и для работы с детьми выбрали самую простую платформу – Google Classroom. Надо было ориентироваться на конечного пользователя, а в нашем случае это родитель. Google Classroom – бесплатная, доступная и очень простая в использовании платформа. Мы могли выгружать туда видеоуроки и домашние задания, а родители точно так же – выполненные проекты.
Работа с дошкольниками – разговор про ритуалы. Все процессы должны повторяться изо дня в день, только тогда дети будут гармонично развиваться, а родители – реже испытывать стресс. В офлайн-режиме мы часто использовали настенные плакаты, игровые материалы – все это тоже пришлось переводить в онлайн-формат с помощью таких программ, как Light Worksheets, Miro. Дети младшего возраста пользовались программами с помощью педагога, а старшие группы – самостоятельно.
Гласность, наглядность, тактильность – перестройка!
Не каждый даже самый компетентный педагог был готов быстро перестроиться на онлайн-формат. Самый главный вопрос, который нужно было решить: что же делать с методиками, когда нет физического контакта с ребенком? Детям не хватало тактильности, но нам удалось найти выход с помощью метода call backs (дословно с англ. – «обратный вызов»). Мы своими действиями возвращаем ребят в аудиторию, даем инструкции и ожидаем от них интерактивного взаимодействия с педагогом: «Потрогайте носики. Потрите ушки. Похлопайте в ладошки». Следующий момент: все занятия, которые у нас были, мы перенесли в онлайн, в том числе творческие, помогающие развивать мелкую моторику. Мы стали делать craft packs – наборы для родителей, чтобы они могли заниматься с ребенком дома. Не у всех была возможность закупить необходимый инструментарий. Мы складывали в коробки цветные карандаши, фломастеры, картон, цветную бумагу, материалы для кулинарных мастер-классов.
Еще один важный момент: оцифровка всех авторских пособий нашей компании. Мы сделали учебники интерактивными, чтобы дети могли передвигать, закрашивать какие-то элементы на экране. Кроме того, мы перевели в онлайн-формат все настенные постеры. Малыши видели тех же педагогов, те же пособия и плакаты – все это помогло детям адаптироваться к новым условиям. И даже на виртуальный фон в Zoom мы ставили фотографии из наших учебников, что создавало эффект присутствия на офлайн-занятиях. Педагоги для поддержания этой атмосферы приходили на уроки в форме компании, а также сохранили все элементы офлайн-занятий: сторителлинг, научные эксперименты, кулинарные мастер-классы.
Еженедельно на ассамблеях дети обсуждали итоги недели, хвастались поделками, демонстрировали свои успехи друг другу и воспитателям, а мы награждали их сертификатами.
Меньше стресс – быстрей прогресс
Чтобы сделать адаптацию комфортной, мы разработали тренинги для воспитателей, малышей, родителей и разделили их на три части: техническую, методическую, психологическую. В первую очередь это была психологическая поддержка педагогов, которых нужно было обучить взаимодействию с компьютером, видеосъемке и монтажу, оцифровке пособий, с тем чтобы они передали навыки детям. Затем – привить азы компьютерной грамотности самим ребятам. Работать с мышкой и клавиатурой мы учили только детей старшего возраста, но они довольно быстро адаптируются, им нравится формат самостоятельной работы на экране.
Еще один аспект, о котором следует упомянуть, – взаимодействие с родителями. В первую неделю мы наблюдали детей в пижамах, сонных, завтракающих параллельно с занятием. Цифровая этика стала задачей второй недели: мы начали разрабатывать некий стандарт взаимодействия с малышами и их родителями. Этот стандарт мы назвали «Digital-этика для наших родителей» и разместили в личном кабинете. Мы написали, что хотели бы видеть у ребенка на занятии, что он должен делать в разных ситуациях (например, выключать звук, если очень шумно, и включать его только во время ответов).
Поживем – результат наживем!
По прошествии первых двух-трех недель мы поняли, что педагогам не хватает взаимодействия между собой. Тогда мы для обмена опытом создали конференцию под названием «Ошибки и шишки преподавания в онлайне». Пообщавшись, многие педагоги вздохнули с облегчением и сказали: «Слава богу, я не один такой!» Это всем нам помогло сохранить большую часть нашего персонала, мы вышли из ситуации победителями и освоили новый инструментарий.
В самом начале было сложно убедить родителей в том, что онлайн-формат пригоден для обучения. Тем не менее мы сохранили 65% наших клиентов, 100% персонала, выпустили новый классный продукт и сейчас будем проверять, сможет ли он существовать в новых реалиях. Мы все же выступаем за офлайн-формат, но онлайн тоже нужен в некоторых ситуациях: например, во время продолжительной болезни ребенка. Что касается итоговых результатов, время покажет!
Источник фото: discoveryschool.ru
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.