Этап товарной сортировки завершает процесс производства щебня на карьере. Однако впоследствии этот материал может подвергаться дополнительной обработке на других предприятиях.
Существуют следующие виды постобработки:
- Промывка
- Пропитка битумом
- Окрашивание
- Шлифовка
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Промывка
Иногда возникает необходимость очистить щебень от посторонних включений – пыли и глинистых частиц. Для этого он промывается водой в специальных машинах. Обработанный таким образом щебень называется мытым.
Для промывки щебня могут использоваться различные установки:
- Барабанный грохот (скруббер-бутара)
- Корытная мойка
- Оросительный грохот
Потребность в такой обработке может возникнуть при условии, что исходное сырье отличается высоким содержанием пылевидных и глинистых частиц. Если таких частиц слишком много, они будут снижать качество смесей, в состав которых входит щебень.
В то же время промывка щебня – это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Самостоятельно сделать это вряд ли удастся. К тому же после промывки щебень требует дополнительной сушки. Поэтому мытый щебень производится достаточно редко и только под конкретные задачи.
Пропитка битумом
Щебень, используемый при строительстве дорог, может покрываться вяжущими веществами – битумом, битумной эмульсией или дегтем. Полученный в результате материал называется черным или битумным щебнем.
Производится он в асфальтосмесительных установках, в которые под высоким давлением подается горячая вяжущая смесь. Этот метод называют методом смешения. Полученный таким образом битумный щебень имеет ограниченный срок использования, поэтому сразу доставляется к месту проведения работ.
Такая обработка щебня значительно увеличивает его стоимость. Поэтому в дорожном строительстве чаще применяется метод пропитки. Дорожная подушка укладывается из обычного щебня, и уже на нее сверху разливается горячая эмульсия. Этот метод намного дешевле, но асфальт в результате получается менее качественным, чем если бы использовался настоящий битумный щебень.
Подробнее об этом читайте в статье Щебень для асфальта.
Окрашивание
Этот метод постобработки применяется исключительно в декоративных целях. Полученный в результате цветной щебень используется для оформления садовых дорожек и клумб, наполнения террариумов и аквариумов, создания мозаик и в других дизайнерских работах.
Технология окрашивания щебня достаточно проста:
- На предприятии
Партия щебня и полимерная краска загружаются в бетономешалку. Смесь перемешивается до тех пор, пока вся краска не будет равномерно распределена по поверхности щебня. Затем окрашенный щебень сушится в термической сушильной камере при температуре от +28 до +35 градусов. - В домашних условиях
Щебень засыпается в емкость с плотно закрывающейся крышкой (как правило, ведро из-под краски или строительной смеси). Затем в емкость заливается краска для наружных работ. Смесь перемешивается за счет обычного встряхивания в течение 3-4 минут. Можно также использовать и бетономешалку, если она есть в хозяйстве. Далее щебень просушивается на сите с поддоном, на который стекает лишняя краска.
Цветной щебень производится относительно небольшими партиями на заказ. Окрашивание позволяет получить щебень ярких, нестандартных цветов. Однако его качество может сильно отличаться у разных производителей. Не стоит также забывать, что даже хорошая краска со временем тускнеет и откалывается. Наконец, эксперименты с декорированием участка крашеным щебнем часто заканчиваются неудачей, и вместо эффектных композиций получаются довольно страшные и неестественные вещи.
Мы рекомендуем обратить внимание на природный щебень: его оттенки позволят украсить ваш участок более натурально. Подробнее об этом читайте в статье Щебень для ландшафтного дизайна.
Шлифовка
Это механическая обработка щебня, в ходе которой сглаживается поверхность камня и его острые края. В результате получаются гладкие камни, похожие на природную гальку. Такой метод обработки еще называют галтовкой, а получаемый щебень – отшлифованным или галтованным. Галтованный щебень имеет декоративное назначение, используется в облицовочных работах и ландшафтном дизайне.
Обрабатывается сырье в специальной установке – галтовочном барабане. В него помещаются исходный материал и абразивы, заливается вода. Затем барабан приводится в движение. Шлифовка осуществляется за счет трения камней друг о друга и об абразивный наполнитель.
Длительность шлифовки зависит от твердости исходной породы. Так, твердый гранит будет находиться в барабане дольше, чем мрамор.
Галтовка – это достаточно длительный процесс. К тому же, стоимость готового продукта увеличивается в разы. Поэтому галтованный щебень производится в ограниченном количестве и по индивидуальным заказам.
Подводя итог, скажем, что щебень редко подвергают постобработке. Чаще всего это делается под заказ. Также это значительно увеличивает конечную стоимость материала. С другой стороны, постобработка позволяет получить щебень с принципиально новыми свойствами.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#щебень #производство щебня #галтованный щебень #окрашенный щебень #битумный щебень #производство #карьер #строительные материалы #стройматериалы #мытый щебень