Я родился и вырос в Таганроге, но в одной из важнейших достопримечательностей, в доме, где родился Антон Чехов, я был только в школьные годы.
То не интересно было, то не до того. Моя девушка не местная, шли мимо, решили зайти.
Хорошо о домике рассказано тут, а экскурсию по критике можно посмотреть тут.
Задумали музей тут еще до революции. Уже после смерти писателя определили, где он (примерно) родился, планировали разбить музей.
Эпоха тогда была гнилая, город не смог выкупить домик у собственников, музей так и не открыли.
К 50-летию писателя на жилой дом установили памятную табличку. Было это в 1910 году, а табличку установили в треугольнике над окном:
Дом принадлежал женщине, в нем жили. Выкупить его город смог только в 1914 году. Музей открыть так и не успели, в доме вновь поселились люди.
15 июля 1928 года, в день 25-й годовщины смерти А.П. Чехова, открылся музей его имени. Домик, где родился А.П. Чехов совершенно реставрирован — ему придан такой вид, в каком он был в дни пребывания в ней семьи Чехова.
Так, собственно, появился музей.
Чехов не всегда был знаковой фигурой Таганрога. Но так получилось, что Антон Павлович оказался идейно близким советской власти и удачно умер до революции. А один из глав города, Варданиан, действительно радел за город. Он сделал много хорошего (пока его не расстреляли) - пустил трамвай, спас памятник Петру Первому. И привил городу Чехова.
В пятидесятых домик Чехова внешне все еще был похож на жилой домишко не самых богатых людей:
Во времена развитого социализма многие достопримечательности города отформатировали под советский формат. Старый вокзал закрыли паровозом, Клубу Молодежи надстроили этаж. Шлагбаум заменили уменьшенной половиной. Из лучших побуждений занялись и нашим домиком:
Домик стал вылизанным, аккуратным. Неживым.
Собственно в таком виде он и дошел до нас. Это типичный памятник времен развитого социализма. Аккуратный, экспозиционный.
По-хорошему, посетив этот музей, я должен увидеть и почувствовать, как жила семья купца третьего класса. Хочется прочувствовать быт и миропонимание небогатого торговца, только-что заимевшего ребенка.
Все это разбивается в самом начале, о ограду и ворота музея. Антон Павлович родился во флигеле, который его семья снимала.
А встречают нас кованные ворота и ограда, на каменных столбах. Семья Чеховых жила не богато, а такие поместья с домом в глубине двора и вовсе не были свойственны для нашего города:
Содержимое домика немного китчевое. Конечно, вины тут особо нет. Музей открылся в двадцатых, несколько раз обновлялся, но никогда не перерабатывался кардинально.
Самая большая, наверное, претензия, это деревянные настилы над полами. Изначально они были глинобитными (почитать о них можно тут).
В какой то момент (при открытии музея? позднее?) настелили полы. С одной стороны, это имеет смысл - деревянные настилы долговечнее, практичнее при большом потоке людей.
К сожалению, этот настил очень вредит ощущению внутри домика. Дело в том, что настил поднимает пол сантиметров на двадцать. А потолки в домике и так не высокие, и с таким отъемом высоты ломается ощущение быта. Что бы заглянуть в окошко придется присесть:
Я не затрагиваю собственно композицию внутри. Собрано там все странно, но вроде как давно и уже устоялось, и не нам это менять:
Но как же повредила музею реконструкция новейшего времени! Камеры, датчики, множество проводов и элементов подсветки. Нужно ли все это в домике общей площадью в двадцать квадратов?
Всюду решетки из дешевого, пожелтевшего пластика. Видали такую украинскую печь?
Я был в домике перед новым годом, вот буквально на днях. Уместна ли тут елка в советском стиле?
Нужна ли подсветка на письме деда Чехова (зеленый штекер с проводом сверху)? Совсем недавно письмо было просто накрыто стеклом, а под низом лежала скатерть:
Современное вмешательство ломает и ансамбль дома. Вот, например, холодные сени. Они давно уже не холодные и далеко не сени. И это при том, что кассы вынесены из домика в другое здание, иметь и тут пост музейщикам совсем не обязательно:
Нужна ли схема пожарного выхода в домике 10 на 8 метров, с комнатами размером с чулан? Понятно, что закон диктует обязательность этого в музее. Но не важнее ли здравый смысл диктованных правил?
Все это не означает, что домик Чехова - плохой музей. Мы пришли в музей с моей девушкой, не бывавшей в музее раньше. И ей вполне себе понравилось.
Я говорю лишь о том, что, наверное, не стоит излишне модернизировать музей. Не к чему тут схемы и камеры.
Современный подход к музейному делу существенно отличается от того, что там предлагали в семидесятых.
Музей Градостроительства переработали, вместо тухлой экспозиции нам дали современный и достаточно актуальный взгляд на город.
Когда-нибудь придет и очередь этого музея. Важно только, что бы не сделали хуже.