В различных публикациях и на форумах по истории боевых действий авиации в годы Великой Отечественной войны не раз встречал описания того, что в случае израсходования боеприпасов наши пилоты атаковали пехоту противника пропеллером самолёта. Также в книге «Мы дрались на ИЛ-2» Артема Драбкина приводятся интервью с двумя пилотами штурмовиков с описанием кровавых сцен атаки пехоты. В комментариях и обсуждении этих случаев читатели зачастую проявляют скепсис и считают, что это «фейки», такого быть не могло.
Работая с документами 1 смешанного авиационного корпуса (САК) 17 воздушной армии (ВА), автор этих строк наткнулся на документальное подтверждение использования при боевых вылетах не только штатного вооружения, но и пропеллера самолёта. Эти документы касаются участия в боевых действиях заместителя командира эскадрильи 94 гвардейского штурмового авиационного полка (ГШАП) 5 гвардейской штурмовой авиационной дивизии (ШАД) 1САК 17 ВА гвардии лейтенанта Усманова Анвера Файбуловича (так в данных документах, ЦАМО РФ, фонд 17 ВА, опись 6518, д. 30. л. 6, 8).
В документах ЦАМО РФ: наградных листах, учётно-послужной картотеке (УПК), приказах о зачислении и исключении из списков части лётчик значится как Усманов Анвар Файзулович, родившийся 9 октября 1923 года в г. Стерлитамаке Башкирской АССР. Дата поступления на службу в Красную Армию – 16 января 1941 года. Дата окончания службы – 21 сентября 1943 года.
Анвар с детства мечтал о небе. Занимался в аэроклубе г. Стерлитамака. После поступил в Энгельсское лётное училище. Боевой путь сержант Усманов начал 22 ноября 1942 года на Юго-Западном фронте в должности пилота 843 штурмового авиационного полка. За период с 22 ноября по 19 декабря 1942 года совершил 10 боевых вылетов на штурмовку окружённой под Сталинградом группировки немецких войск. За боевую деятельность и работу, где проявил доблесть, храбрость и отвагу приказом от 8 января 1943 года по 267 штурмовой авиадивизии был награждён орденом Красной Звезды.
Не заставили себя ждать и серьезные испытания. Однажды, после очередной штурмовки вражеской колонны машин, самолет Усманова на аэродром не вернулся. Оказывается, его «Ил-2» был атакован фашистскими истребителями и сбит. До своих кое-как дотянули, машина упала почти на линии фронта. Стрелок сержант Васильев был смертельно ранен. Самолет сгорел.
Приказом НКО №199 от 1 мая 1943 года 843-й штурмовой авиационный полк переименован в 94-й Гвардейский штурмовой авиационный полк (ГШАП), а 267 штурмовая авиадивизия в 5 гвардейскую штурмовую авиационную дивизию (ГШАД). С 3 июня 94 ГШАП 5 ГШАД находится в составе 17 ВА Юго-Западного фронта. К этому времени Усманов уже гвардии лейтенант, заместитель командира эскадрильи - штурман эскадрильи.
С началом Курской битвы 17 ВА Юго-Западного фронта выполняла задачи по прикрытию с воздуха и поддержке боевых действий 7 гвардейской армии Воронежского фронта на Корочанском направлении. Затем зона ответственности распространилась и на войска 69 армии, 6 гвардейской армии на Прохоровском направлении.
В операциях с 7 по 9 июля южнее Белгорода Анвар произвёл 5 успешных боевых вылетов. Уничтожил 3 танка, 5 автомашин и до 100 гитлеровцев. Девятого июля в районе Разумное, Крутой Лог третья эскадрилья под командованием капитана И. Петрухина нанесла штурмовой удар по скоплению вражеских танков и другой техники. Самолёт командира эскадрильи был сбит огнём зенитной артиллерии. Усманов взял командование эскадрильей на себя. Когда все расстреляли боезапас, Анвар собрал группу и повел на аэродром. В это время заметил на дороге колонну вражеской пехоты. Приказав эскадрилье возвращаться на аэродром, свою машину Усманов бросил вниз к дороге. На предельно малой высоте штурмовик пронесся вдоль колонны, лопастями винта сшибая, не успевших уклонится пехотинцев. Свидетелями этого необычного боя были экипажи штурмовиков его эскадрильи. После возвращения, на аэродроме, при осмотре на бронекапоте мотора и винте были обнаружены следы запёкшейся крови.
Командир полка отстранил рискового лётчика от полётов, отчитал: «За друзей надо мстить, но нельзя так рисковать!». Но на следующий день представил Анвара Усманова к награждению орденом Красного Знамени.
13.07.1943 в районе Лучки на Прохоровском направлении опять же после выполнения боевого задания, израсходовав боезапас, Усманов повторил данный манёвр против группы мотоциклистов. Вновь на предельно малой высоте штурмовик пронесся вдоль колонны, лопастями винта сшибая мотоциклистов. Свидетелей из своих никого не было. Только на аэродроме обратили внимание на погнутый винт и брызги крови на машине, а на фюзеляже самолёта был обнаружен «череп головы» (так в документе) немецкого мотоциклиста.
Такие необычные боевые действия нашли отражение в документах 5 ГШАД и 17 ВА. Политоделом армии была выпущена листовка с описанием подвига гвардии лейтенанта Усманова. Особенно подчёркивался высокий моральный дух, беззаветное служение Родине и лётная подготовка пилота.
Вскоре Анвар стал командиром третьей эскадрильи. В сентябре в боях за Днепр полк получил тяжёлую задачу. Уничтожить любой ценой железнодорожный мост у Запорожья, по которому фашисты спешно отводили войска и технику. Группу «Илов» повел на задание заместитель командира полка Рахимов, но штурмовиков встретил такой заградительный огонь, что разрушить мост не удалось, несмотря на гибель нескольких экипажей.
На второй день, 21 сентября, «Илы» повел к злополучному мосту лейтенант Усманов. Снова бешеный огонь зениток. На втором заходе снаряд угодил в машину ведущего, самолет Усманова, резко взмыв вверх, перевернулся и упал в реку. Группа продолжала атаковать и все же достигла цели - одна ферма моста и пролёт были разрушены. На берегу Днепра сразу же начали скапливаться войска гитлеровцев, и штурмовики перенесли удар на них.
Гибель Анвара Усманова переживали тяжело. А потом полк облетела ошеломляющая весть: «Анвар жив!». Только радость получилась пополам с горечью - он в плену. Единственный уцелевший из сбитых летчиков, выйдя из-за линии фронта, рассказал, что видел, как самолет Усманова упал в воду, как бросились к нему враги, как они вытащили потерявшего сознание летчика из кабины...
Позднее, уже в 1944 году при освобождении Польши, в полк прибыли два летчика, освобождённые из плена, которые были вместе с Анваром Усмановым в лагере. От них и стало известно о том, что Анвар дважды пробовал бежать, и после второй попытки его расстреляли.