Когда я сама была студенткой, к нам в аудитории иногда (не так уж и часто) приходили с проверками. Проводили переклички: кто присутствует, а кого нет на занятии. При этом преподаватели всегда говорили нам: это не меня проверяют, это вас проверяют! И так оно, видимо, и было на самом деле. Отчислить могли на основании плохой посещаемости.
Сейчас, когда я нахожусь "по другую сторону баррикад", все происходит с точностью до наоборот. Проверки проводятся. Они проводились и в те славные времена, когда еще и намека не было ни на какое дистанционное обучение. А уж теперь...
Теперь на каждое мое виртуальное занятие "приходит" проверяющий. Подключается то есть. Даже специальный приказ на эту тему издали: контролировать и контролировать усиленно в условиях дистанционного преподавания (как вы догадываетесь, я неслучайно употребила именно это слово, а не "обучение")!
Самое главное в том, кого контролировать. Думаете, студентов? Как "в старые добрые времена"? Как бы не так! Студенты никого не волнуют. "Ходят" они там или нет. Да какая разница!
Контролируют меня. То есть преподавателей. "Ходят" ли они виртуально на работу. Вообще-то в этом приказе речь идет не только о контроле присутствия преподавателя, но еще и о контроле качества проведения им занятий.
Если с первым хоть как-то понятно, то вот со вторым... "Ходят" на проверки не специалисты, а диспетчеры. Они не могут и не должны знать все дисциплины. Да даже методику преподавания они знать не обязаны. Что в данном случае может подразумеваться под "контролем качества"? Какие-то очевидные вещи? Например, перебивает или нет преподаватель студента, когда тот говорит?
Неприятно и непонятно все это. Коллеги постарше говорят: не доверяют нам, а раньше доверяли! Вероятно, смена объекта контроля вызвана тем, что сменилась парадигма. Сейчас преподаватели - это обслуживающий персонал. Вот как официанты, к примеру. А студенты - клиенты. Хотя ясно, что если задача клиента ресторана - сделать заказ, выбрав из меню, съесть и расплатиться, то задача студента - не только "потребить" предложенное, но и активно участвовать, прикладывать самостоятельно личные усилия. Но некоторые студенты не хотят даже жевать, а иные - проглотить уже кем-то разжеванное.
Мы, преподаватели (нет, лучше по-другому - работники, оказывающие образовательные услуги), действуем под надзором. "Как бы чего из этого не вышло!" (М.Е.Салтыков-Щедрин). А то вдруг клиенты будут неудовлетворены и останутся недовольны? Вот как захочет преподаватель свою пару прогулять, как возмечтает... и не "придет". А вдруг? А студенты как начнут тут возмущаться, как начнут...
Но в реальности к эффекту временного "неприсутствия" преподавателя могут привести технические сбои, а не его нежелание проводить лекцию или семинар. А надо сказать, что проверяющий "заходит" всего на какую-то минуту, может, меньше. Делает выводы. Ставит галочку или нолик. Так что все время приходится быть в напряжении и неоправданно волноваться.
Насколько нужны и полезны такие проверки? Как в условиях традиционного очного обучения, так и в случае "удаленного режима". Что думаете вы, дорогие читатели? "Строгий режим" для преподавателя необходим? Или он ему только мешает? Поделитесь своим мнением (а кто-то - и личным опытом) в комментариях.
Другие статьи читайте в моем "Дневнике туповатой кандидатки". Не забывайте подписываться и ставить лайки.