Найти тему
Вадим Марушин

Черниковск. Вечные тюльпаны.

БИАТЛОННЫЙ КОМПЛЕКС В ЧЕРНИКОВСКЕ
БИАТЛОННЫЙ КОМПЛЕКС В ЧЕРНИКОВСКЕ

СЕДЬМОЙ ХОЛМ. ДЕЖНЕВСКАЯ, ЧЕРНИКОВСКАЯ ГОРА

Неподалеку от бывшей границы двух городов Уфы и Черниковска, по распадку меж холмов, вниз к реке Белой, мимо современной АЗС «Башнефть» некруто спускается к реке Белой асфальтированная дорога, ведущая к современно оборудованному биатлонному стадиону. Это место не что иное, как начало Дежневского холма и место начала бывшего купеческого волока. Когда-то здесь, к высокому пойменному берегу реки Белой причаливали суда, шедшие в Уфу вверх по ее течению со стороны Самары, Нижнего Новгорода, других городов на Волге и Камы. Купцы перегружали свои товары на телеги, а затем везли их на лошадях вверх по косогору, поворачивали в верхней части Дежневской горы на юг и, минуя заставы казаков, охранявших северные подступы к городу, направлялись в сторону Лихачевской прорвы, расположенной отсюда в 6–7 километрах на реке Уфимке, вблизи деревни Сипайлово. Таким образом, этот волок сокращал путь купеческим товарам почти в 10 раз, что экономило им время и деньги.

Начиная от этого места купеческого волока, и тянется на север последний седьмой холм, называемый Дежневской или Черниковской горой. Заканчивается холм у здания Северного автовокзала, на северном склоне которого остались дома с садами и полисадниками - оставшимися здесь от бывшей деревни Дежневка.

Парк народной памяти

Дежневская гора, с которой на запад открывается вид на безбрежные забельские левобережные дали,–любимое место отдыха горожан. В его лесных посадках проложены ухоженные тропинки для отдыхающих. К нему примыкает и крупнейший в городе современный стадион «Нефтяник», где проводятся не только спортивные мероприятия российского и республиканского масштаба, но и зрелищные массовые представления. Не мудрено, что это благодатное место выбрано не случайно под прекрасный парк народной памяти – Парк Победы. В нем, в 1980 году, в канун празднования Дня Победы, был торжественно открыт памятник Героям Советского Союза Александру Матросову и Минигали Губайдуллину высотой более 20 метров. Создал его выдающийся скульптор – действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор Лев Ефимович Кербель.

ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ СССР  АЛЕКСАНДРУ МАТРОСОВУ И МИНИГАЛИ ГУБАЙДУЛЛИНУ  В ПАРКЕ ПОБЕДЫ
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ СССР АЛЕКСАНДРУ МАТРОСОВУ И МИНИГАЛИ ГУБАЙДУЛЛИНУ В ПАРКЕ ПОБЕДЫ

Им же создан и другой, прекрасный памятник основателю башкирской литературы Мажиту Гафури, установленный в Уфе перед зданием Башкирского академического театра драмы рядом со стадионом «Динамо». Двести семьдесят семь Героев Советского Союза дал Башкортостан нашей Родине за годы Великой Отечественной войны, в их числе и имена 37 уроженцев города Уфы. .

В одном из самых последних писем, присланных Александром Матросовым с фронта и сейчас хранящихся в комнате-музее на территории бывшей школы МВД, он пишет: « Я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал – погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, и хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад».

Миннигали Губайдуллин – уроженец Миякинского района, стал первым среди офицеров, повторивших подвиг земляка. И стоят на бельской круче, обдуваемой вольными ветрами, два Героя, два защитника Отечества, отдавших свои молодые жизни за свободу Родины. Приходят к ним на поклон и молодожены, и ветераны, убеленные сединами. У подножья памятника постоянно играют дети – жизнь продолжается.

К северу от спортивного комплекса «Нефтяник», вступившего в строй 20 декабря 1967 года, в покатой части Дежневской горы, занимая значительную часть бывшей деревни Дежневка, высится необычное здание Северного автовокзала города. По своему размаху автовокзал входил в десятку крупнейший автовокзалов России. Это четырехуровневое сооружение имеет площадь более тысячи квадратных метров. Возведено строителями треста «Башнефтезаводстрой» в 1992 году. Пропускная способность его составляла 700 пассажиров в час. Но и сейчас из него выходят в рейс автобусы, обслуживающие северные и северо-восточные районы республики. К сожалению, работа помещения автовокзала приостановлена, но рейсы автобусов по указанным направлениям действуют. Билеты на них продаются в кассах Южного автовокзала.

Вечные тюльпаны. Учитель и ученик

Человек не вечен, но его творения продолжают жить. Не важно, то ли это посаженный лес или красивая монументальная скульптура, улица, спроектированная так, что радует глаз. Мне же хочется познакомить вас с людьми, оставивших для горожан часть своей души. Одним из них является человек, воплотившим замысел муфтия Талгата Таджутдина в прекрасную реальность – соборную мечеть Ляля-Тюльпан. За нее, с устремленными ввысь минаретами, в форме распускающихся бутонов тюльпана, он был удостоен Государственной премии имени Салавата Юлаева. Имя этого замечательного человека – Давлетшин Вакиль Вагизович, архитектор.

Мне, как учителю, начало его творческого пути видится в стенах школы. При разговоре с ним эта версия подтвердилась. Действительно, он с благодарностью вспоминает годы своей учебы в изостудии Республиканской школы-интерната № 1, ныне гимназии № 1 имени народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. Там он занимался под руководством учителя рисования Хасанова Амина Ахметовича, участника Великой Отечественной войны. Я прекрасно знал этого педагога и всю его семью: Его дети, учились у меня в соседней школе № 93.

Вакиль Давлетшин вспоминает, что Амин Ахметович обладал удивительным чутьем видения художественной индивидуальности и одаренности ребенка, умением вовремя предугадать, оценить и направить его творческое мышление, и талант в нужном направлении.

Его учениками являются действительный член Академии художеств России, заслуженный деятель искусств сразу двух братских республик – Башкортостана и Татарстана Рашит Имашев. Бывший заместитель главного архитектора нашего города Урал Ураксин. Все они прошли через добрые руки и творческое сердце своего учителя. Тепло о нем отзываются и другие выпускники этой школы, ставшей поистине кузницей руководящих кадров республики. Девять архитекторов благодарят своего учителя за то, что он вовремя заметил их дарование и направил их по пути творческого созидания.

Я спросил у Амина Ахметовича: «Чем выделялись и отличались меж собой Вакиль Давлетшин и Урал Ураксин?» Он, не задумываясь, ответил - «характерным, неординарным мышлением и умением с детства воплотить в рисунок частицу своего "Я". Если Уралу как художнику - натуралисту удавались стройные композиционные решения, с мельчайшей проработкой деталей, то у Вакиля проявилось удивительно раннее мастерство передачи фактуры изображаемого предмета. Он очень тонко чувствует изображаемый материал – то ли это дерево, то ли стекло, и всегда старался обогатить изображаемое присущими именно ему художественными своеобразными нюансами. Уж если он рисует стеклянную или хрустальную вазу, – продолжает Амин Ахметович, – то сразу виден ее облик, ее блеск, а не только форма. Насколько правдивы и точны слова поэта Андрея Вознесенского, сказанные им в отношении учителей и учеников осмысленно воспринимаешь лишь с возрастом: «Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей!» Прекрасным примером этому служит Амин Ахметович и его ученики – гордость нашего города и Республики Башкортостан.

Вернемся к творению Вакиля Давлетшина – соборной мечети Ляля-Тюльпан. Как родилась идея создания столь утонченной формы минаретов?

– Все это Талгат Таджутдин, – признается мне Вакиль. – Потепление отношений государства и религии, начавшееся в конце 80-х годов, навело Таджутдина на мысль о цветке, пробившемся сквозь земную твердь к свободе, к свету; к причастности живущих людей к духовному единству, ко всему живому на Земле.

-3

– Ты мусульманин, тебе и карты в руки. Проектируй мечеть! – предложил Вакилю известный архитектор Р. И. Кирайдт. Вакиль согласился. Начались годы творческого поиска архитектурных решений. Чуть ли не полсвета объездил он в поисках решения для воплощения своих замыслов. Побывал в Греции, Болгарии, Турции, в Эмиратах. Тщетно. Все вроде бы есть. Стал читать книги об истоках мусульманской религии. Нашел символ ислама – цветок лотоса. И вновь на помощь ему пришел Таджутдин. Он предложил Вакилю создать минареты в виде проснувшихся и распускающихся тюльпанов. Два минарета – два тюльпана! Так закончилось формирование идеи создания мечети. Началась не менее сложная часть – воплощение ее в жизнь.

-4

Когда находишься возле мечети, она кажется легкой. Взметнувшиеся ввысь минареты подчеркивают строгость стиля и стройность ее форм. Но это кажется лишь нам, созерцателям этого великолепия. В разговоре с Вакилем Давлетшиным выяснилось многое, что может заинтересовать нас, уфимцев, и ее гостей.

Фундаментом мечети служит железобетонная «подушка» толщиною в шесть метров, спрятанная от людских глаз на десятиметровую глубину. На нем закреплены основания двух минаретов, которые взметнулись ввысь на 33 метра. Набраны минареты из железобетонных колец. Вершины их представляют собой раскрывающиеся бутоны весенних тюльпанов. Каждый из тюльпанов имеет вес в 34 тонны и представлен металлическим каркасом, обшитым алюминием и металлочерепицей, изготовленной по этому случаю в Финляндии. Полумесяц, венчающий минарет, имеет размах 90 см и находится от земли на высоте 25 метров. Общая же высота мечети составляет 55 м, что приблизительно равно двум девятиэтажкам, поставленным друг на друга. Площадь, отведенная под мечеть Ляля-Тюльпан, составляет 2,6 га. Это почти столько же сколько занимал Уфимский кремль. Конечно, особый интерес представляет внутренняя часть мечети. И здесь она по замыслу архитектора индивидуальна, а потому не имеет аналогов в мире.

Ее трехэтажное строение не бросается в глаза, но каждый этаж детально продуман и спланирован, исходя из своего назначения. На первом этаже расположены спортивный и тренажерный залы, сауна, баня и другие помещения. Второй этаж отведен под медресе. Здесь находятся классные комнаты, библиотека, учительская и помещения, необходимые для полноценного учебного процесса шакирдов. Третий этаж отведен под зал для молитв, рассчитанный на 500 человек верующих. Они, как предписано Кораном, сидят тесно – плечом к плечу так, чтобы между ними, молящимися, не мог проскочить шайтан. В этот зал ведут два раздельных входа: один в его нижнюю часть – это мужской вход, а другой на балкон зала – это для женщин.

МУФТИЙ ТАЛГАТ ТАДЖУТДИН
МУФТИЙ ТАЛГАТ ТАДЖУТДИН

Таким образом, Вакилю удалось решить давнюю проблему посещения женщинами мусульманского храма. На этом балконе, не нарушая заветы Корана, могут слушать одновременно проповеди от 80 до 100 женщин. Имамом этой мечети является сын Таджутдина Мухамет. Как видим и здесь, но уже в роли наставника, выступил сам отец – муфтий Талгат Таджутдин. Я лично знаю муфтия. Это человек благородно мыслящий, уважающий людей какой бы они не были конфессии. О нем и о митрополите Никоне, о встрече с ними и их помощи мне и людям с расскажу следующий раз.

Прекрасный памятник духовного зодчества Ляля-Тюльпан украшает наш город, являя собой единение двух творческих личностей – простого учителя рисования Амина Ахметовича Хасанова и Вакиля Давлетшина, его ученика, чей талант, дарованный богом, еще в детском возрасте смог разглядеть и направить в нужное русло этот человек.

Если понравилось - кликните.