"Царь, что бы я ни делал, тебе все время удается меня ловить", -- сетует Бетааль, вновь вися на плечах Викрама. Впрочем, нельзя сказать, что Дух так уж огорчен этим фактом. Видимо, ему и впрямь давно было не с кем поговорить. Вот только в Бхадракаалу он не собирается, нет уж! Давай лучше, царь, я расскажу тебе одну историю...
Подглядывающий Бхадракаал вне себя от негодования. Нет уж, пора завязывать с историями! Он не позволит! А если нет историй, то нет и вопросов, а если нет вопросов, то Викрам промолчит и принесет Бетааля ему!..
Для этого призывается уже знакомый нам дух пяти элементов, получающий распоряжение стереть память Бетааля со всеми его историями. Дух отказывается -- ибо грех. Бхадракаал грозит уничтожить его, раз от духа все равно нет толку. После магической атаки колдуна, дух нехотя соглашается исполнить приказ. Но не все ему подвластно -- лишить Бетааля памяти он может лишь на одну ночь. Колдун отвечает, что этого достаточно. Викраму хватит этого времени, чтобы поймать Бетааля и принести.
Сегодня, о царь, я расскажу тебе о человеке, которого все знают, рассуждает тем временем Бетааль. Его имя... Хм... Ну, скажем, Полуэкт... Забыл. Ладно, имя не так важно. А история... Ладно, расскажу другую, все равно не помню, что было с тем портным... Стоп. Другую тоже не помню. Что творится? Это кто так пакостит? Викрам, ты?
Да нет, человек так не может. А что это там вьется, блестящее? А, так это ж Пять Элементов! Бхадракаал, ты что ли гадишь? Ну так зря надеешься. Сегодня Бетааль расскажет историю о себе. Этому никто не сможет помешать. Сегодня ты все узнаешь, Викрам! И кто такой Бетааль, и кто такой Бхадракаал!
Это произошло 1100 лет назад. Бхадракаал, желая править миром, практиковал йогу в течение ста лет, и так получил контроль над пятью элементами. Исполнив это невыполнимое (как считалось) дело, он обрел силу разрушать и творить. Но все, что ему удавалось создать, было мертво.
И тогда Бхадракаал задался целью подчинить себе шестой элемент -- душу. Причем не какую-то первую попавшуюся. Ему была нужна особенная. Праведная. И он знал, где найти годную душу. Это был его друг и названый брат, учившийся вместе с ним у того же гуру... Его звали Вишнугупта... Не пялься по сторонам, царь, оглянись и посмотри на меня. Это я.
Вишнугупта подвергал себя ужасным аскезам и самоистязаниям во славу Богини Кали. И когда Кали явилась перед ним с предложением дара за беспримерную аскезу, он попросил счастья всем, сколько угодно, и пусть никто не уйдет обиженным. Ну или хотя бы бедность в мире изжить, если на всеобщее счастье тапаса не хватит... И Богиня пообещала дар...
Дар он получил, но хотя Вишнугупта раздавал все, что даровала Богиня -- и зерно, и золото, -- бедные не убывали. Несчастный аскет уже не знал, что делать. И тут появился Бхадракаал. Старый друг. Почти брат. Тот, с кем вместе они когда-то мечтали избавить мир от страданий. Чтобы победить голод, надо не раздавать еду, подвергая себя истязаниям, чтобы чудом пополнить закрома, а дать людям возможность заработать на хлеб -- сказал Бхадракаал, походя превращая пришедшего за подаянием старика в юношу. Но увы, я могу дать ему молодость, но не могу дать счастья. Есть, правда, один ритуал...
Вишнугупта отказался -- он не верил во все эти тантрические изыски друга. Бхадракаал обиделся и высказал аскету много неприятного. Заявил, что все свои подвиги тот совершает из гордыни, чтобы снискать похвалы. А как возникла возможность реально уничтожить страдания -- он на попятную!
Поразмыслив, Вишнугупта решил согласиться и отыскать друга в его мрачном убежище в горах. Он догадывался, что ритуал опасен, но ради блага мира готов был рискнуть.
Аскет заподозрил неладное, лишь заметив, как темнеет небо, а травы увядают вокруг жертвенника, а живые существа умирают... Они не умирают, они получают освобождение, досадливо пояснил Бхадракаал. Сядь, продолжаем...
Что, не желаешь? Не веришь? Требуешь правду? Ну ладно, бхут с тобой. Вон, смотри, моя армия асуров. Я их создал. Но у них нет души. Я позаимствую для них твою. Успокойся, это будет далеко не так больно, как твои вечные аскезы...
Впервые в жизни аскет Вишнугупта испытал гнев. Прервать преступное жервоприношение можно было, лишь покинув логово Бхадракаала, но увы, сбежать оказалось невозможно...