Привет дорогим читателям!
Вы находитесь на канале "Психология человеческих различий", на котором раскрываются тайны психологии, описываются всевозможные феномены, рассказывается о различных теориях и практиках психологической науки. Стараюсь писать подробно, но доступно!
Мотоциклисты - бесстрашные товарищи!
Казалось бы, вот мотоциклисты, а вот психология - где тут связь между этими понятиями? Что действительно их может связывать? На самом деле, мотоциклисты поучаствовали в развитии наук о мозге как минимум несколько раз. Об одной из историй хотелось бы рассказать сегодня
Вспомним, для начала, что мотоцикл - достаточно опасный вид транспорта. Конечно, если ездить аккуратно, внимательно, ничего не нарушать, беречь себя, то вряд ли попадёшь в серьёзную аварию. Риск аварии снижается, конечно, хотя и не исключается. Правда, частенько, мотоциклисты оказываются довольно-таки безбашенными и бесстрашными товарищами. Гоняют на больших скоростях, дерзко обгоняют другой транспорт, ведут себя рискованно. Не говорю про всех, но что есть, то есть.
Наша история произошла более полувека назад, в тогдашнем ещё СССР. Назовём нашего героя Виктором, хотя подлинное его имя не сохранилось. Однажды рано утром, Виктор поехал на своём любимом мотоцикле в соседний городок, к девушке. Поездка проходила по загородному шоссе. Скорость была порядка 60 км/ч, в среднем, хотя периодически Виктор то разгонялся, то тормозился. И вот, проезжает он 64 километр шоссе - позади остаётся километровый столбик. На скорости в 60 км/ч он проезжает 14 километров. Неожиданно под колесо мотоцикла попадает колея, мотоцикл заносит. Более того, он врезается в столб, на котором была отметка "78 километр".
Что произошло, когда он очнулся в больнице?
Виктора обнаружили через полчаса проезжавшие мимо водители. Он был без сознания - ударился головой. К счастью, на парне был шлем, который принял на себя основной удар, но оглушение (временная потеря сознания вследствие удара) произошло всё же. Вызвали скорую помощь и увезли в больницу.
Довольно быстро он пришёл в себя. Врачи лечили его, попутно спрашивали об обстоятельствах аварии. Выяснилась очень интересная вещь - сам момент аварии Виктор не помнил. Довольно частая история, кстати, являющаяся следствием шока и ударов. Так, допустим, если потерять сознание из-за удара электрическим током, могут выпасть последние несколько минут из памяти. Последнее, что помнил наш герой, это то, как он проехал столбик "64 километр" на шоссе, а также какая приблизительно была скорость мотоцикла
В нашей истории, один из докторов, лечивших Виктора, занимался помимо этого исследовательской работой. Его давно интересовали феномены памяти и так называемой ретроградной амнезии. Это как раз тот случай, то заболевание или состояние, когда забываются несколько минут жизни, чаще всего из-за травм.
Как врачи и психологи сделали удивительное вычисление?
Наш доктор сопоставил имеющиеся данные, включая те, что он получил от ГАИ: скорость, путь, который проехал мотоциклист. Вспомним, что нам дано в задачке:
- Средняя скорость в 60 км/ч. Можно, конечно, заморочиться физикой, ускорениями всякими, но смысла нет. У задачи не было запроса в высокой точности. Скорость знаем от самого Виктора, а также от экспертов из ГАИ
- Путь от столбика "64 километр", который Виктор запомнил, до столбика "78 километр", где его нашли,составил 14 километров (78 - 64 = 14)
Получаем классическую задачу по поиску времени, зная путь и скорость. С учётом того, что мотоцикл мог то замедляться, то ускоряться, а также с учётом различных иных факторов, получается примерное время от 10 до 15 минут. Это то самое время, которое прошло от момента проезда последнего столбика, который запомнил Виктор, до момента самой аварии
Консолидация памяти - что это за зверь?
Случай с Виктором был, в принципе, не единственным наблюдением учёных, однако конкретно эта история дала определённый инсайт (озарение) исследователям. Они смогли вычислить, что примерное время протекания процесса по переводу информации из кратковременной в долговременную память занимает около 10 минут. В некоторых случаях больше, в иных меньше, но в среднем всё сводится к 10-15 минутам. В прошлой статье о памяти я уже рассказывал, что память человека очень и очень далека от памяти компьютерной. Она представляет собой не ячейки, а нейросеть, причём эта нейросеть дублируется несколько раз в мозге. Более того, как я уже писал в прошлой статье, памяти однородной, универсальной, не существует. Память напрямую связана с процессами восприятия, внимания и т. д.
Тем не менее, кое-что схожее с техникой у нас, людей, есть. Кратковременная память, равно как и ОЗУ (оперативная память компьютера) очень чувствительны к перепадам напряжения, скачкам, "травмам". Данные в оперативной памяти компьютера живут только пока есть электричество. В случае человека, похожая история - травмы, в особенности воздействие электротока, а также шоковые ситуации, способны "выбить" данные из кратковременной памяти. За кратковременую память у нас отвечают подкорковые образования мозга: гиппокамп, базальные ядра, чёрная субстанция. Эти же структуры отвечают за эмоциональную составляющую поведения человека. Переход из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Этот достаточно сложный процесс длится как раз те самые 10-15 минут, которые вычислили учёные.
Что дало нам это новое знание о консолидации памяти?
Возникает резонный вопрос: ну узнали, ну вычисли, и что с того? Какая нам польза от этого?
Польза, на самом деле, большая. Допустим, догадывались, почему в школах перемены должны идти 10-15 минут? Или, почему охрана труда (в частности, интеллектуального) требует делать перерыва на те самые 10-15 минут? Или почему водителю во время долгих поездок крайне рекомендуется сделать перерывчик, со сном, в те самые 15 минут?
Всё это пришло из психологической науки. Да, в виде рекомендаций, да, не всегда понятны эти рекомендаци по-началу, но если разобраться, то всё станет понятно. Во время отдыха, занимающего 15 минут, мозг не теряет активности, то есть остаётся ещё в нормальном таком, рабочем ходу, где его не нужно разгонять ещё раз, но при этом происходит консолидация кратковременной и долговременной памяти, "обнуление и очистка" кратковременных механизмов. Получается, что и отдохнул немного, и мозг "очистился", но при этом, не теряется рабочая эффективность. Самое главное - эти 10-15 минут отдыха не загружать мозг ещё раз какой-нибудь тяжелой информацией. Лучше всего - физическая активность (вот почему активные перемены в школе - полезно!), но можно и просто чаю попить, поговорить на пустые темы, а ещё - порисовать что-нибудь, музыку послушать (включаем таким образом эмоции).
Вот такую информацию получили советские психологи в своё время, а всё за счёт той истории с мотоциклистом, попавшим в ДТП.
Благодарю за внимание! Хотелось бы послушать ваши комментарии на этот счёт