Найти в Дзене

Забытые новогодние фильмы, которые стоит посмотреть. "Четвертое желание"

В преддверии наступающего Нового Года на улицах появляется аляповатое убранство, в магазинах — подарочные наборы, а на экранах кинотеатров — тематические комедии и мелодрамы, которые имеют функцию такого же одноразового и порой сомнительного удовольствия, как дешевый пластиковый шарик на елку или пакетик конфет из «десертной» массы. Но к счастью, даже на таком унылом фоне иногда может блеснуть искорка чего-то прекрасного, живого и эмоционального. О таких новогодних фильмах мне и хочется поговорить накануне праздников. Жаль только, что все они были сняты давно и так и не задержались в народной памяти, а на смену пришли блокбастеры типа «Елок» или скроенной на новый лад «Иронии судьбы».

Любимым фильмом такого рода у меня по сей день остается «Четвертое желание» 2003 года (режиссер — Ольга Перуновская). Несмотря на то, что в нем много забавных моментов, это все-таки именно мелодрама, а не комедия, так как юмор данного фильма отличается какой-то удивительной мягкостью, сдержанностью и налетом взрослой, зрелой печали. Картина явно создавалась как оммаж нестареющей комедии Эльдара Рязанова, ставшей символом Нового Года почти в любой российской семье, - в основе такое же противопоставление праздника и будней, всплеска чувств и здравого смысла, спонтанности и продуманности. Но контраст выявляется не только между персонажами, но и между социальными и культурными слоями — богемной Москвой и сибирским захолустьем.

Главная героиня — столичная актриса Анастасия Ветрова, ее играет Мария Порошина. Из первых кадров мы знаем, что она не особо выкладывается в профессии: на съемочной площадке от нее в основном требуется красиво ходить в костюме Снегурочки, а сцену она и вовсе использует как место для болтовни с подружками-коллегами. Но все это неважно, так как у Насти есть прекрасный жених — бизнесмен Павел (Сергей Астахов), готовый инвестировать в ее проекты. И совсем скоро им предстоит отметить Новый Год с его партнерами в Японии.

Однако в аэропорту Настя, собираясь лететь к Павлу, встречается с загадочным и невозмутимым мужчиной, на которого совсем не действуют ее артистические чары. Незнакомец, которого играет Гоша Куценко, представляется Дедом Морозом, и Настя, сама того не ведая, обретает возможность исполнить три своих желания…

Так после вынужденной посадки в Ханты-Мансийске девушка попадает в жилище странного героя по фамилии Морозов. Это поистине сказочный дом, оформленный так изобретательно и красиво, что зритель ощущает холод стекла, расписанного инеем, ароматы домашней кухни, древесины и хвои, слышит потрескивание горящих сучьев и звуки бескрайнего зимнего леса. Визуальный ряд фильма выше всех похвал: ничего более сказочного и интеллигентного в истинном смысле этого слова российское новогоднее кино в последующие годы так и не выдало.

Вместе с Морозовым в доме живут его помощники Зайцев и Волков — это потрясающие актерские работы Михаила Тарабукина и Сергея Шеховцова, которые обыгрывают свои звериные альтер-эго посредством только одних эмоций и пластики. Есть и местная Баба-Яга - организатор праздников Петровна, колоритная и преданная своему делу дама в исполнении Ирины Домнинской.

Отношения между главными героями начинаются со старого и не всегда доброго клише — с первых минут знакомства Настя и Морозов атакуют друг друга. Однако именно в этом случае оно не раздражает. Во-первых, их неприязнь в основном обусловлена тем, что девушка старается держаться как «настоящая звезда», что кажется Морозову смешным и нелепым. Стоит ей отбросить эту личину и вести себя в соответствии с душевными порывами, и герои проникаются доверием и интересом друг к другу. Во-вторых, переход от вынужденного знакомства к дружескому общению очень плавен и аккуратен, а налет романтики в нем и вовсе появляется только в самом конце. Практически все время фильма герои, взрослые мужчина и женщина с житейским опытом, переживают и переваривают свои чувства внутри, прекрасно понимая, что происходит, но не зная, как с этим быть дальше.

В современных мелодрамах почему-то модным считается завышенный градус чувства и экспрессии — вспомните уже многократно обсмеянный отрывок «ДА Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!!!», превратившийся в мем. Здесь же героиня Порошиной робко и в то же время отчаянно произносит: «Я не хочу, чтобы вы уходили» - и нет сомнений, что это обнажение чувств далось ей очень нелегко и тем не менее оставило сладостное послевкусие.

Но все не так просто: героиня почти до конца фильма колеблется между зарождающимся новым чувством и удобными проверенными отношениями с Павлом, которые к тому же являются гарантом ее карьеры. Ее жених — вовсе не дурной человек, не гротескный антигерой, он просто прагматик до мозга костей, которому все же свойственны интимные чувства. И когда они задеты, Павел уже не может держать себя в узде и наружу вылезают те его черты, каких Настя, вероятно, прежде не замечала. В противостоянии с Морозовым он отстаивает даже не свои мужские позиции, так как между тем и Настей к этому времени нет и намека на флирт. Его коробит то, что Настя чувствует себя комфортно в этой странной провинциальной среде, где нет нормального транспорта и дорог, где из развлечений только старорежимный ДК и алкоголь, где люди не знают, что творится на другом краю цивилизации, и уж тем более не отличают артистку Ветрову от Гетровой (к тому же, это, как выясняется, не настоящая ее фамилия). И вполне закономерен его вопрос к невесте, которая, на взгляд Павла, просто впала в какую-то блажь: ты уверена, что потом, после новогодней ночи, тебе все это будет так же нравиться?

Безусловно, как уже отмечали другие зрители, здесь есть прямое сходство с упомянутой выше «Иронией судьбы». Однако авторы «Четвертого желания», сознательно или нет, пошли дальше и затронули не только конфликт обыденного и нового, но и сложную тему социального и культурного расслоения. К тому же, действие происходит в ранние 2000-е, когда наше общество еще только привыкало к красивой и комфортной жизни, модным брэндам, навороченным гаджетам, Интернету, японским ресторанам, корпоративам. Люди, сумевшие оседлать волну, быстро привыкали смотреть свысока на тех, кто оставался внизу и «за МКАДом». Отчасти в этом был и мощный психологический допинг для того, чтобы не сбавлять оборотов в своей погоне за мечтой, не усомниться в себе. И встреча с провинциальными «плебеями», радующимися жизни в своей непролазной тайге, не следящими за внутренней и внешней политикой, не сверяющими прошлогодних и свежих президентских обещаний и только боящимися сорвать детский утренник, - это действительно может сбить такого человека с толку.

С тех пор у нас было снято очень много фильмов о российской провинции — от комедийной клюквы вроде «Олимпийской деревни» или «Мамы Лоры» до беспросветного социального артхауса, к примеру, «Бубен, барабан» или «Сибирь. Монамур». И нигде еще не было такого спокойного, деликатного, душевного взгляда на мир простого человека и на его потребности, мечты и слабости, как в этой новогодней картине. Моя субъективная оценка для нее — вне сомнений, «отлично».

Кадр из фильма. Источник Яндекс.Картинки
Кадр из фильма. Источник Яндекс.Картинки