На досуге я люблю поизучать карты для планирования очередной поездки. И в этот раз на карте Ленинградской области я наткнулась на необычное название - Веревская Водовзводная Башня Инка. Название меня заинтриговало - была в нём какая-то таинственность! Поэтому мы решили в ближайший выходной отправиться в Дони, чтобы осмотреть эту башню.
Погода нас, правда, подвела: мокрый снег и сильный ветер. Но для жителей Петербурга это привычно, и мы отправились в путь. Съехав с Киевского шоссе, мы попали на просёлочную дорогу, которая превратилась в сплошной каток. Вода из ям расплёскивалась под колёсами машин и, застывая, покрывала дорогу гладкой ледяной коркой. Физически ощущалось, как скользит машина по льду, так и норовя съехать в кювет.
Проскользив пару километров по дачному посёлку, мы увидели нашу цель - башню.
Башня строилась с 1901 по 1904 годы по проекту немецкого инженера Отто Инце, которого в России прозвали Инком. Отсюда и возникло необычное название башни. А второе название образовалось от поселка Верево, рядом с которым она была построена.
Башня входила в систему строящегося в те времена водопровода, который был необходим для снабжения Царского села. Башня Инка была возведена на самом высоком месте маршрута водопровода, между Орловскими ключами и Царским селом. Поэтому её хорошо видно издалека, да и высота самой башни приличная - 46 метров. Мы решили осмотреть её изнутри.
Башня сильно разрушена: крыша отсутствует, окна выбиты, но внутри сохранились остатки трубопровода. Причём трубы выглядят, как новенькие - трудно поверить, что им больше 100 лет!
Хотя, возможно, трубы меняли в течение этих 100 лет, ведь резервуар водонапорной башни объёмом в 300 кубических метров, который относился к типу "Инце", был демонтирован лишь в 2003 году. Сейчас можно увидеть штыри, на которые он крепился.
Размер башни впечатляет!
Если посмотреть вверх, то на стенах можно увидеть следы от снарядов - ведь башня пережила две войны! В период Первой мировой войны воды Орловских ключей использовались для водоснабжения Красносельского военного лагеря.
В 1934-1935-х годах водопровод был реконструирован: на водонапорных башнях были заменены насосы, а оборудование начало работать от электричества. Но бомбардировки немцев во время Великой Отечественной войны нанесли всей системе водопровода непоправимые повреждения. Подземная сеть труб была разрушена до основания. В 1944-м году, как только эти территории освободили от немцев, начались работы по восстановлению водопроводов и башен.
Но башню Инка так и не восстановили. Сейчас рядом с башней пока ещё видны руины технических сооружений, но и их продолжают разбирать на кирпичи местные жители, ведущие рядом с башней дачное строительство.
Саму же башню облюбовали любители граффити, которые тоже весьма любопытны.
Для любителей подобных сооружений Башня Инка, несомненно, представляет интерес, поэтому оставляю её координаты: 59.661368, 30.240577. Но ехать всё же лучше в хорошую погоду!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Тайна старой башни, в которой обосновался магазин "Пятёрочка"
- Дамба - инженерное чудо Петербурга