Писать/не писать? Читают ли его вообще HR’ы? Что оно может изменить?
Я – HR и могу однозначно сказать: пишите! Ведь это некоторый акт вежливости, приветствия, так вы начинаете знакомство со своим потенциальным работодателем. Уже здесь вы можете привлечь его внимание и быть чуть круче и ярче других.
#сопроводительное письмо сопроводительному письму рознь, конечно. Я для себя выделила несколько категорий.
- Резюме без комментариев. Если это происходит в hh.ru, то еще куда ни шло, можно сделать скидку на то, что культура сопроводительных писем еще не очень развита, многие не хотят тратить на это своё драгоценное время (ведь в резюме всё и так написано, читайте внимательнее), лучше сделать больше откликов. Но когда приходят резюме без единого комментария на почту или в телеграм, у меня это вызывает недоумение и сразу не очень-то хочется что-то отвечать. Почему я должна тратить своё время на человека, который даже не объяснил, что он хочет, на какую вакансию претендует, откуда взял мои контактные данные? Ведь это несложно. 2 минуты времени, а результат может быть в корне другой.
- Резюме с коротким сопроводительным (больше похожим на отписку). «Добрый день! Рассмотрите моё резюме на позицию…». С одной стороны человек знает, что НУЖНО писать сопроводительные, с другой, ему не объяснили ЗАЧЕМ. Такое сопроводительное не вызовет у HR никаких эмоций. Единственный его плюс – хотя бы не придется самому догадываться на какую же позицию он вообще претендует. Если говорить про hh.ru, то для меня, что п.1, что п.2 абсолютно равноправны. Для почты/Telegram/ВК и тп., п.2 всё же предпочтительней.
- Резюме, где сопроводительное = самому резюме. С одной стороны, человеку хотелось все рассказать в подробностях, ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у потенциального работодателя, с другой – вы всё это уже написали ниже. Да, там более сухо, но для «разговоров» есть #собеседование, а поэма на 5 листов вам навряд ли поможет на него попасть. Друзья, цените время человека, которому придётся всё это прочитать, а у него таких как вы еще ого-го сколько.
- Резюме с сопроводительным, бьющим в цель. Такие я просто обожаю читать, человек понимает, что хочет именно к вам, объясняет, чем бы он мог быть полезен, шутит в конце концов. Получается очень живо и интересно. У такого кандидата сразу сильно больше шансов, чем у обезличенных откликов. Даже если я такому человеку и отказываю, стараюсь всегда поблагодарить за его #труд.
Закрепим главные ошибки сопроводительного письма:
- Его отсутствие :)
- Отсутствие информативности
- Попытка пересказать весь свой опыт
На моём опыте было несколько кейсов, когда сопроводительное письмо полностью вытаскивало человека, выделяло из массы и в итоге мы его брали, хотя если бы он отправил просто своё #CV, скорее всего, его бы даже не начали рассматривать. Тут, конечно, есть доля удачи, но был у меня как-то вакансия, подобной которых на рынке нет (ну суперуникальная, так уж вышло), из-за этого и у нас не было понимания, кто именно там нужен? Что же будет важнее: #soft или #hard skills? Да, да, так тоже бывает, не думайте, что работодатель всегда четко знает, что хочет и ищет именно «того самого!». И тут мне пишет парень, простое сопроводительное, где он раскладывает, почему мог бы нам подойти. Я читаю и думаю, ДА! Это он. Смотрю #резюме и готова плакать, потому что в нем нет ничего (ну или почти ничего). Такое точно не может пройти отбор у нашего критически настроенного менеджера. Тогда, прежде чем направлять ему резюме, я рассказываю о сопроводительном и предлагаю рискнуть и позвать. Да, может быть, это будет полный провал, но, может, он и выстрелит, под мою ответственность и на мой страх и риск. В общем не буду рассказывать про этапы собеседования, про сравнение кандидатов, важен итог: мы взяли именно его! Сотрудник работает уже почти год, и человек действительно на своём месте. Это похоже на чудо, но так бывает.
На эту тему на самом деле можно говорить очень долго, веселых кейсов у меня много, хороших и плохих сопроводительных тоже тьма, но ключевое, что надо понять о сопроводительном, оно должно:
- быть лаконичным;
- бить в точку (почитайте внимательно вакансию, зацепитесь за какое-то предложение, раскрутите его);
- цепляющим;
- выделять ваши плюсы для конкретно данной вакансии.
Творите, креативьте и главное не бойтесь пробовать и анализировать свои ошибки, только так можно найти работу мечты!