Найти в Дзене
Диана Родионова

Творчество Эрнста Барлаха

Немецкий скульптор, гравёр, график и писатель-драматург. Художник, работавший в фигуративном искусстве, считается ярким представителем позднего экспрессионизма, тесно связанным с традиционной готикой немецкого средневековья.
Эрнст Барлах родился в 1870 году в семье провинциального врача. Отец его вскоре умер, после чего семья лишилась достатка. С детства Эрнст любил всякого рода творчество.

Немецкий скульптор, гравёр, график и писатель-драматург. Художник, работавший в фигуративном искусстве, считается ярким представителем позднего экспрессионизма, тесно связанным с традиционной готикой немецкого средневековья.

Эрнст Барлах родился в 1870 году в семье провинциального врача. Отец его вскоре умер, после чего семья лишилась достатка. С детства Эрнст любил всякого рода творчество.

В 1888—1891 гг. учился в Художественно-промышленном училище в Гамбурге. После окончания Гамбургского художественно-промышленного училища поступил в Академию художеств Дрездена, занимался в мастерской знаменитого Роберта Дитца.

-2

В 1895 году, окончив Академию художеств, в течение года учился в Париже в частной академии Жюльена. Вернувшись на родину, поселился в Гамбурге, стал работать иллюстратором, преподавал керамику. В ранних скульптурах, керамике, графике был близок к югендстилю*.Слово «югенд» (jugend) в немецком языке означает «молодой». С конца XIX века в Германии издавался одноимённый журнал, который немало внимания уделял популярному стилю ар-нуво в разных областях искусства.

* В архитектурных кругах югендстилем принято называть направление, сформировавшееся как разновидность ар-нуво в Германии и Прибалтике. В Австрии существует термин сецессион. Возникнув в конце XIX века, этот стиль вобрал в себя все лучшие черты архитектурного наследия прошлого и инженерные достижения века прогресса. Плавные линии, растительные мотивы, легкость и романтизм югендстиля вдохновляют архитекторов всего мира по сей день.

Югендстиль и ар-нуво— это не совсем одно и то же. Семена европейского ар-нуво, упав в благодатную немецкую почву, переродились в абсолютно новый, самобытный стиль, в котором легко читаются исконно немецкие черты: масштабность, чёткость, скрупулёзность подхода, утилитарность в положительном смысле слова.

В 1906 году Барлах, ещё не определившийся с собственным стилем, по приглашению брата, временно работавшего в Харькове, отправился в путешествие по югу Российской империи. Он посетил, кроме Харькова, Константиновку, Белгород, Бахмут.

Посещение России произвело на мастера чрезвычайно сильное впечатление. «Россия открыла мне своё лицо», — писал Барлах в своей биографии, опубликованной в 1928 году. Его персонажи относятся к низшим слоям общества — крестьянам, беднякам, нищим и вообще угнетённым. Темами его скульптур являлись разнообразные виды несчастий: голод, нищета, смерть и траур. Он создаёт целую серию выразительных работ из дерева, переведённых позже в фарфор. В цикле есть работы на социальные темы, как «Слепой нищий», «Нищенка с чашей» и позитивные, как «Влюблённые». Эти произведения вскоре были выставлены на большом Берлинском сецессионе (объединение берлинских художников и скульпторов конца XIXвека, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство). Работы Барлаха имели крупный успех во время показа, а затем принесли своему автору известность и признание. Экспрессивная манера исполнения фигур в сложных ракурсах стала той особенностью, благодаря которой Барлах впоследствии стал национальной гордостью Германии.

-3
-4
-5

В 1906 году Барлах стал членом влиятельного объединения художников «Берлинский Сецессион», сотрудничал с журналом «Симплициссимус». Писал в этом и в последующих годах пьесы, которые два десятилетия успешно шли на сценах по всей Германии.

-6

В 1909 году он почти год работал во Флоренции, куда поехал «за классикой». Позже обратился к готике своей страны, оказавшей на стиль зрелых произведений мастера решающее воздействие.

Творчество Эрнста Барлаха с 1910 г. обрело большой публицистический размах. Он стремился обнажить в работах остроту и глубину проблем современности. Ему присущи, как и экспрессионизму в целом, высокие духовно-этические идеалы. В 1910 году Барлах поселился в Гюстрове, где жил довольно уединенно. Совершал длительные поездки по немецким старым городам, где сохранялись храмы с «истинно готическими» скульптурами. Логика творческого развития заставляет Барлаха покинуть ар нуво и перейти в стан экспрессионизма. Проблемы онтологического трагизма жизни и романтическое проживание германской старины (именно в это время Барлах много ездит по Германии) – основа его нового искусства, связанного с родным средневековьем.

Скульптуру «Мститель» (1914), интересно рассмотреть в контексте взглядов автора. Эта «воинствующая» фигура Барлаха — символ «всемирной бойни». В дальнейшем, став убеждённым пацифистом, он изображал павших, скорбь, страдания и боль. «Мститель» же, близкий к мышлению постмодернизма, изображает бросок и замах, — момент насилия, словно выхваченный фотовспышкой. Автор прибегает к кубистическим приёмам, соединяя их с равновесием и устойчивостью классической скульптуры. Под внешней динамикой, таким образом, находится принципиальная статичность.

-7

В 1915 году из патриотических чувств 45-летний художник пошёл на войну и служил в пехоте; с фронта вернулся убеждённым пацифистом. Тематика гибели и страданий стала для него одной из главных.

В 1917 в галерее Касирера прошла персональная выставка Эрнста Барлаха, принесшая ему широкую известность. Спустя два года он стал членом Прусской академии художеств.

Скульптура «Человек в рогатке» (1918). В этой работе «сюжетно» оформлено устремление ввысь духа, который одновременно хочет освободиться как от тяготеющего над ним проклятия материи, так и от мира социального зла и насилия. Такое же устремление можно наблюдать в других работах в более скрытом и косвенном виде — в них барлаховский человек так же зависим от стихий, вырастает в их лоне и рвётся из них наружу, к своей человечности — к своей духовности. Выбрав своей основной темой изображение простых людей в моменты их необычной активности, Эрнст Барлах органично пришел к стилю позднего экспрессионизма. В скульптурах, которые можно отнести к бытовым зарисовкам, он отходит от приёмов реализма, сильно упрощая анатомию фигур. При этом почти всегда остаются сложными и выразительными их движения. Наиболее тщательно автор прорабатывает лица своих персонажей, поскольку считает важным передать эмоцию не только через характер движения, но и выражением лица. Это свойство искусства Барлаха (не только литературного) замечено Генрихом Манном, который обращался к нему как мастеру честному, зорко видящему, глубоко мыслящему и относящемуся к тем, кто учит думать.

-8

Скульптура «Old Woman Dancing» (1920). Выбрав своей основной темой изображение простых людей в моменты их необычной активности, Эрнст Барлах органично пришел к стилю позднего экспрессионизма. В скульптурах, которые можно отнести к бытовым зарисовкам, он отходит от приёмов реализма, сильно упрощая анатомию фигур. При этом почти всегда остаются сложными и выразительными их движения. Наиболее тщательно автор прорабатывает лица своих персонажей, поскольку считает важным передать эмоцию не только через характер движения, но и выражением лица. Это свойство искусства Барлаха (не только литературного) замечено Генрихом Манном, который обращался к нему как мастеру честному, зорко видящему, глубоко мыслящему и относящемуся к тем, кто учит думать.

-9

В 1924 году Барлах получил престижную литературную премию Клейста, был принят в члены Мюнхенской художественной академии. Серия гравюр «Бедный родственник» была показана в Москве на Первой Всеобщей Германской художественной выставке. Годом ранее иллюстрировал творение Гёте «Фауст».

Большой творец, как правило, отражает то, что переживал его народ. В Германии трагических событий, свидетелем которых стал Барлах, было предостаточно. Начиная с 1898 (массовая забастовка с жертвами) и 1910 г. (8 тысяч гибнут от холеры) и продолжая мировой войной, участником которой стал художник. Скульптура «Панический ужас» (1924) изображает фигуры, которые откинувшись назад и подняв головы, замерли — сверху, вероятно, несётся смерть в виде бомб или рушащегося здания.

-10

У зрелого Барлаха в подтексте пластических решений предельная напряжённость, его готика направляет внутреннее состояние во внешний мир. Если паника заставляет бежать, то ужас приводит к оцепенению – как раз этот высший момент и запечатлел мастер.

«Парящий ангел» (1927). Черты лица ангела повторяют облик художницы Кете Кольвиц, чей сын погиб через несколько дней после начала Первой мировой войны. Между Барлахом и Кольвиц существовало глубокое взаимопонимание в творчестве друг друга. Скульптура была создана для собора в Гюстрове и является откликом на страдания матерей, потерявших детей в годы Первой мировой войны. В 1937 году она была изъята и переплавлена для производства оружия. Позже по сохранившемуся гипсовому оригиналу были воспроизведены две скульптуры: для Кельна и для Гюстрова.

-11
-12

Когда Э. Барлах достиг известного признания, ему стали поступать заказы на скульптуры из городов Германии. Скульптура «Духоборец» (1927-1928) - воитель духа, выполненный для церкви города Киля, стал первым таким памятником. Ангел двумя ногами стоит на поверженной химере, и это, невзирая на военную атрибутику, не про воинские победы на поле боя, а про торжество сил добра и разума над злобой и тьмой. Работа отвечает по манере исполнения общей эстетике готического храма. Сам Барлах называл свои произведения этой тематики «готическим реализмом». Первоначально статуя стояла в церкви Святого Духа, но она была полностью разрушена войной, и Духоборецбыл перенесен в 1954 г. на башню Свято-Николаевской церкви.

-13

Скульптура «Singing Man» (1928). Это небольшая, чуть больше полуметра высотой, бронзовая статуя выполнена в эмоциональной манере, свойственной зрелому периоду творчества мастера. Сидящий в свободной позе мужчина поёт самозабвенно – это читается по его вдохновлённому песней поднятому вверх лицу с закрытыми глазами. Скульптура была приобретена филантропом Эбби Олдрич Рокфеллер (Abby Aldrich Rockefeller); сейчас скульптура находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Её гипсовый оригинал - в Доме-Музее Эрнста Барлаха в Гамбурге.

-14

Скульптура «Памятник павшим в Первую мировую войну» (1928-1929). Это последний памятник, который мастер успел выполнить до начала репрессий. Композиционно в скульптуре два ряда. В верхнем изображены пожилой ополченец, раненный офицер и совсем юный солдат. Они держат крест — такие ставили на могилах погибших воинов. Нижние фигуры: скорбящая мать, человек в ужасе от реалий войны и скелет. Эти изображения подняты до уровня символических. Всё в композиции лаконично, молчаливо, обобщённо. Памятник не соответствовал реалиям жизни, когда по улицам ровными рядами уже шагали отряды нацистов. Особенно не устраивала скорбь, диссонировавшая с ура-патриотическими настроениями.

-15

В 1930 году, к 60-летию уже знаменитого художника, прошли его крупные выставки-ретроспективы в Берлине и Эссене, Венеции и Нью-Йорке, Цюрихе и Париже. Антивоенная направленность работ противоречила милитаристскому духу «новой Германии». Даже то, что работы Барлаха нравились Геббельсу (на его столе в кабинете в 1933 году стояла статуэтка «Человек в бурю») не спасало от репрессий. Нищие, да ещё и калеки были не нужны нацизму. В скульптурах Барлаха лица чаще изображены со стёртыми гендерными ролями. В фигуре «Нищий на костылях» (1930) персонаж можно было бы принять за женщину. Эта позиция не случайна – скульптор мыслит глобально, его боль общечеловеческая.

-16

Религиозные ортодоксы были возмущены новой работой уже знаменитого на весь мир Барлаха – «Пьета». Христос – солдат в каске, да ещё и окаменевший, маленький, словно игрушечный, то есть абсолютно обобщённый пехотинец с недавней войны. В произведении нет сопереживающей женской сущности — есть лишь констатация происходящего.

-17

Скульптура «Зябнущая старуха» (1933). Это, можно сказать, образ германского народа. Немецкий драматург Бертольт Брехт, писал о том, что именно превращало эту фигуру в его глазах в образ реалистический, — «незаметная деталь — шерстяной платок вокруг шеи». И о барлаховском искусстве драпировки Брехт заметил: «Оно не просто подразумевает тело, но делает его совершенно обозримым, — как удачная рифма — мысль». Это превосходно сказано: обычно у Барлаха пластика тела ощутима — и видна — сквозь драпировки, несмотря на обобщённость тех одежд, которые надлежало бы назвать «условными».

-18

«Фриз внемлющих» (1935). В конце 1920-х годов, где-то с 1928 года, человеческие фигуры у Барлаха стали трактоваться несколько односторонне — в спокойной или чуть оживленной движением (жестом) позе предстояния, без ярко выраженного драматического контраста, который раньше создавался противодействием активной внутренней динамики и крепко увязанной внешней формы.

-19

Теперь, в конце жизни. Барлах создаёт наиболее зрелые свои произведения, именно они отмечены «пассивно воспринимающим» положением фигур. Фигуры «Фриза внемлющих» каждая по-своему прислушиваются к «верхнему миру», в каждой воплощена своя особая «расположенность» к этому миру, которому они внемлют.

Каждая фигура — типический характер, т. е. здесь типический способ расположенности человеческого бытия к миру — Странник, Танцовщица, Видящая сны, Берущий, Слепой, Осенённый благодатью, Чувствительный, Паломница, Чающая (фигуры фриза). Эти девять фигур завязаны и запахнуты в свои одежды, замыкающие каждую в себе, каждая, погруженная в себя, служит своей особой идее «внятия». В своём служении духу эти поздние создания Барлаха освобождаются, насколько мыслимо, от подчиненности стихийности природы.

В 1937 году работы скульптора были изъяты из церквей, музеев, общественных галерей как «дегенеративное искусство». Вместе с произведениями других авангардистов они экспонировались до 1941 года на специальной «позорящей» передвижной выставке в 13-ти немецких городах. Художник вынужден был выйти из Прусской Академии. В связи с запретом на творчество ему приходилось работать тайком.

Эрнст Барлах умер 24 октября 1938 года в Ростоке, Германия.

Бертольт Брехт причислил Барлаха к числу величайших скульпторов, которые когда-либо работали в Германии. Брехт так расценивал работы Барлаха: «Красота без приукрашивания. Величие без морализирования. Гармония без лоска. Жизненная сила без жестокости».

Барлах оставил также ряд литературных сочинений. Его драма «Мёртвый день» получила высокую оценку Томаса Манна.

В 1998 году к югу от Гюстрова сооружено музейное здание, где хранится около 2000 набросков, рукописей и около 400 скульптур Барлаха.