Найти тему
Фильмокнижие

Романс о романсе

Исключительная мелодия с пронзительными словами и лиричным настроением… Романс. За короткое время исполнения романса мы проживаем целую историю жизни.

Романсы прекрасно звучат под аккомпанемент гитары или фортепиано, скрипки или виолончели, арфы или небольшого оркестра.

История романса начинается в XVII веке в песнях трубадуров, в Россию романс пришел в XVIII веке. В XX веке романсы зазвучали в кино, придав любовному сюжету особую окраску. В кинофильме «Жестокий романс» 1984 года прозвучал «Романс о романсе» на слова Беллы Ахмадулиной и музыку Андрея Петрова.


Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.

Каждая строка звучит пронзительно и нежно. Наивность романса сравнивается с соловьиной песней. Лариса просит «отворить калитку в былое», вернуть то счастливое время, когда Паратов по-настоящему был влюблен. Внутренне Лариса, конечно, понимает, что птица счастья оставила их навсегда, но придумывает иной финал их безнадежного романа.

-2

Вопросы, с которых начинается эта строфа, откровенно-смелые. Такое предложение может исходить от Беллы Ахмадуллиной или от актрисы 80-х, но не от девушки XIX века, которой претит цыганская жизнь маменькиного дома. Это, конечно, расцвет ее судьбы, но судьбы обреченной и страдающей.



Наше «ныне» нас нежит и рушит,
Но туманы сирени висят,
И в мантилье из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.
Как влюблен он, и нежен, и статен.
О, накинь, отвори, поспеши.
Можно все расточить и растратить,
Но любви не отнять у души.

Вторая строфа – из нежного былого переносит нас в настоящее, в «ныне». Лирическая героиня старается разглядеть его получше, запечатлеть в памяти каждую черточку, каждый штрих родного лица: «нежен и статен» - да, а вот влюблен он, Лариса, не в тебя, а в «золотые прииски», на которых женится, которым отдает свою волю и судьбу. В мантилье «сумрачных кружев» под покровом сирени туманов она готова идти с ним не только на свидание - на край света. Все расточить и растратить…

-3
Отражен иль исторгнут роялем
Свет луны — это тайна для глаз.
Но поющий всегда отворяет
То, что было закрыто для нас.
Блик рассвета касается лика.
Мне спасительны песни твои.
И куда б ни вела та калитка —
Подари! Не томи! Отвори!

И последняя строфа – о творчестве. Это и понятно: Белла Ахмадулина живет и дышит поэзией. Об этом я писала в статье "Не плачьте обо мне, я проживу".

-4

Она обращается к исполнителю романса: певица прекрасна, у нее не лицо, а лик, а при свете луны голос волнующе-тонок, нежен и проникновенно касается сердец слушателей, даря минуты небывалого счастья и спасительного покоя. Помните: через калитку Лариса убежала вслед за Паратовым на «Ласточку»… Если бы этот день можно было пережить заново, как бы поступила героиня? Да точно так же. Отворила бы калитку и забыла про все обещания Карандышеву, полетела бы птицей-чайкой навстречу искушению и судьбе, на ясный огонь любви, к своему бессмертию.

Какие романсы любите вы? И почему? Хотя, по-моему, это необъяснимо.

Напишите об этом на канале «Фильмокнижие»

На канале есть статья о романсе "А напоследок я скажу"