Найти в Дзене
Иван Коновалов

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 1. Партизанская война

Оглавление

Эфиопо-эритрейская война 1998-2000 годов стала последней классической войной ХХ века. Это было полномасштабное столкновение двух государств относительно равных, если не по территориальным и экономическим, то, по крайней мере, по военным возможностям. Этой войне предшествовала череда войн и конфликтов, начавшаяся фактически сразу после окончания второй мировой войны.

Источник: https://pikabu.ru/story/ne_brat_ya_tebe_6408429?view=amp
Источник: https://pikabu.ru/story/ne_brat_ya_tebe_6408429?view=amp

Предыстория противостояния

При этом причины войны очень непросты и не лежат на поверхности. Ведь если говорить о руководителях обеих стран – премьер-министре Эфиопии Мелес Зенауи и президенте Эритреи Исайяс Афеворки, то войну вели соратники по борьбе с режимом Менгисту Хайле Мариама, оба по национальности тиграй, оба христиане-монофизиты.

Население Эфиопии в 2001 году составляло 66 миллионов человек, Эритреи – 4,3 миллиона. Интересно, что в обеих странах христиане находятся в меньшинстве. Этническая картина в Эфиопии – 40 % оромо, 30 %– амхара, 10% -тиграй, 6% - сомали-огадени, афар и другие народы. В Эритрее – 50% - тиграй, 30% - тигре, и, кроме того, афар, кунама и другие народы.

Источник: https://warspot.ru/1301-paradoksy-ogadenskoy-voyny/images?name=/000/004/305/content/39.jpg
Источник: https://warspot.ru/1301-paradoksy-ogadenskoy-voyny/images?name=/000/004/305/content/39.jpg

Традиционно считалось, что тысячелетнее противостояние «Север–Центр», в современном контексте «Эртирея-Эфиопия», основывается на борьбе за политическое влияние между амхара (Центр) и тиграй (Север). Однако скорее стоит говорить о кланово-территориальных противоречиях. Например, между амхара Шоа и амхара Гондера и Годжама или между северными и южными тиграй.

Северные территории исторически восходят к царству Аксум (современные Аксум, Адуа, Мекеле), просуществовавшему со II по XI век, Центр (современная Аддис-Абеба, Шоа) как политическая формация появился лишь в ХIII веке. Взаимоотношения Севера и Центра всегда были непростыми. Существовал внутрицерковный антагонизм между северными нестижателями-евстахианамии общежитейными тоухадо центральных районов. Географическое положение приморских областей, способствующее более динамичному развитию экономики региона по сравнению с остальной Эфиопией, также дало толчок к возникновению и укреплению северного сепаратизма.

Источник: https://seamusmurphy.com/Photography/Ethiopia/2/
Источник: https://seamusmurphy.com/Photography/Ethiopia/2/

В нараставшем противостоянии со временем стал играть все более значительную роль мусульманский фактор, связанный с проникновением на север страны арабских торговцев. К ХVI веку Север, остающийся христианским, уже открыто опирался на Османскую империю и мусульманские княжества региона. К концу ХIХ века эфиопское побережье Красного моря находилось частично под египетским, частично под турецким управлением. Во второй половине ХIХ века здесь появились итальянцы. Они поначалу приобретали территории мирным путем, затем перешли к политике военных захватов. В 1885 году был захвачен порт Массауа, но в 1896 они были разгромлены эфиопскими войсками в битве при Адуе (об этой битве с статье Битва при Адуа: разгром европейской армии в Африке), что положило конец итальянской экспансии в глубь Африканского Рога. Окончательно разделение Эфиопии и Эритреи оформилось, после того как все итальянские владения на севере Эфиопии в 1890 году были объединены в колонию под названием Эритрея (античное название Красного моря).

Источник: https://topwar.ru/95684-strana-armiya-kak-eritreya-borolas-za-nezavisimost-i-pochemu-ee-schitayut-samoy-zakrytoy-stranoy-afriki.html
Источник: https://topwar.ru/95684-strana-armiya-kak-eritreya-borolas-za-nezavisimost-i-pochemu-ee-schitayut-samoy-zakrytoy-stranoy-afriki.html

На короткий период войска Муссолини после не долгой войны 1935-1936 годов оккупировали всю Эфиопию. Стоит отметить, что в итальянских оккупационных войсках с 1936 по 1941 год служило 60 тысяч эритрейцев. В 1941 году итальянские войска в регионе Африканского Рога были разгромлены и после окончания второй мировой войны Совет министров иностранных дел стран-победительниц (СССР, США, Великобритания, Франция) решал вопрос статуса Эритреи.

С 1941 по 1952 год Эритрея находилась под британским протекторатом. Но страна фактически уже престала быть колонией. В 1943г. тиграйские крестьяне, поощряемые своей феодальной верхушкой, подняли восстание против императора Хайле Силласие и шоанских ахмара. Оно было жестоко подавлено эфиопскими войсками при поддержке британской авиации. Восстание получило название «Войене». После появления Народного фронта освобождения Тыграй (НФОТ) «Войене» стало его вторым названием.

Источник: https://twitter.com/hawelti/status/1035168820741242880
Источник: https://twitter.com/hawelti/status/1035168820741242880

Постколониальный казус

Эритрейская ситуация была уникальной – колония, не ставшая независимым государством. Многие бывшие колонии в Африке становились независимыми государствами именно под патронажем своих метрополий. А Италия, как страна, потерпевшая поражение во второй мировой войне, была единственной метрополией, которая не смогла оказать влияние на судьбу своей самой главной колонии, которая в итоге была отдана Эфиопии. Данный феномен можно назвать «незаконченной деколонизацией». Между тем, создание итальянской Эритреи явилось предпосылкой для образования новой национальной идентичности, в то время как в остальной Эфиопии эту страну считали искусственным образованием.

Источник: https://disgustingmen.com/zabyityie-voynyi-chast-2/?doing_wp_cron=1573127853.2624049186706542968750
Источник: https://disgustingmen.com/zabyityie-voynyi-chast-2/?doing_wp_cron=1573127853.2624049186706542968750

Начался зарождаться эритрейский национализм, подпитываемый на том историческом этапе исламским радикализмом и подкрепленный к тому же экономическими целями. Мусульманское торговое сообщество Эритреи контролировало все порты Красного моря, а, следовательно, всю торговлю и в Эритрее, и в Эфиопии, где мусульмане были лишены доступа в государственные структуры. Присоединение к Эфиопии означала для них утрату экономических позиций.

С другой стороны, лидеры христианских общин, в том числе и местная церковь, чьи земли и привилегии были значительно урезаны итальянцами и не восстановлены британцами, надеялись с воссоединением с Эфиопией, значительно укрепить свои позиции.

К тому же, в мусульманской среде не было единства. Например, призыв Мусульманской лиги уничтожить рабство, навлек на нее гнев многих племенных вождей, которые лишили ее своей поддержки и выбрали союз с Эфиопией.

Источник: https://eri-platform.org/updates/gender-equality-eritrea/
Источник: https://eri-platform.org/updates/gender-equality-eritrea/

Раскол был очевиден, но в итоге Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об объединении Эритреи и Эфиопии в единую федерацию. Резолюция №390/А-5 от 2 декабря 1950 года, названная также Федеральным актом, гласила:

1. Эритрея образует автономный федеративный союз с Эфиопией под суверенитетом эфиопской короны;

2. Эритрейское правительство будет обладать законодательной, исполнительной и судебной властью при решении региональных проблем.

С 15 сентября 1952 года Эритрея стала самоуправляемой территорией в рамках федерации. Были созданы правительство и парламент, проект конституции, основаны профсоюзы, национальная пресса. Все это резко контрастировало с феодальным режимом в союзной Эфиопии. Поэтому эритрейская самостоятельность длилась очень недолго. Вмешательство императорской Эфиопии в ее дела быстро приобрело характер диктата. Лидеры движения независимости бежали за границу, и начали в Каире работу по организации вооруженного сопротивления. Но и юнионисты были лишены политической власти. Их «автономизм» не устраивал Аддис-Абебу. Например, лидер юнионистов и первый глава эритрейского правительства Тедлой Байру в 1955 году был отправлен в отставку и, в итоге, присоединился к националистам.

Источник: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=404
Источник: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=404

Мусульманская община утратила прежние позиции в местной экономике. В то же время, разгром профсоюзного движения привел в ряды националистов многих христиан, которые составляли в профсоюзах большинство. Надо отметить, что вторая мировая война вызвала в Эритрее урабанизационный бум, резко увеличилось число рабочих мест. Городские жители составили пятую часть населения. С приходом эфиопской администрации наступил спад в экономике, вызвавший рабочую миграцию за рубеж. Многие представители местной интеллигенции, в основном, христианской по составу, также переходили на позиции национализма, принося с собой марксистские и леворадикальные взгляды. Молодые люди с высшим образованием в 1950-е организовывали демонстрации протеста, в 1960-е возглавили партизанские отряды.

Источник: https://warspot.ru/8630-foto-dnya-afabetskiy-perelom
Источник: https://warspot.ru/8630-foto-dnya-afabetskiy-perelom

Немалую роль в обострении противоречий сыграла «языковая политика» Центра. Амхарский (язык правящей элиты) был объявлен императором «международным языком». В университете Аддис-Абебы преподавание велось исключительно на ахмарском. Арабский язык – местный мусульманский lingua franca был исключен из обязательной образовательной программы, вскоре под такой за попал и тигринья –язык христиан-тиграй Эритреи. Хотя в конституции Эритреи, разработанной вместе с представителями ООН, оба языка получили статус государственного.

ЭОД и ФОЭ

Вполне логично, что инициатива начала вооруженной борьбы за независимость принадлежала исламистам. В 1958 году лидер одной из групп инсургентов Мохаммед Саид Навид, получивший боевой и политический опыт в рядах Компартии Судана, вместе с журналистом Вольдэабом Вольдэмарьямом и бывшим секретарем партии «Рабита эль-Исламийя» Хаджи Ибрагимом Султаном основали в Порт-Судане подпольное Эритрейское освободительное движение (ЭОД). Политическая программа молодого движения не имела четких целей, кроме тотальной конфронтации с Эфиопией. Вторым важным моментом была следующая декларация: «Мусульмане и христиане – братья, их единство создает эритрейскую нацию». В самой Эритреи мусульмане называли ЭОД Harekat(араб. – Движение), а христиане Mahaber Sowate(«Ассоциация семи») из-за подпольной организационной системы, состоящей из отдельных ячеек по семь членов в каждой.

Источник: https://www.bing.com/images/results.aspx?q=nadew&first=1&tsc=ImageBasicHover
Источник: https://www.bing.com/images/results.aspx?q=nadew&first=1&tsc=ImageBasicHover

Каирская группа эритрейских интеллектуалов и студентов в июле 1960г. сформировала Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ) во главе с бывшим председателем эритрейского парламента Идрисом Мохаммедом Адемом. ФОЭ отказалась от предложения о совместной работе, заявив, что ЭОД спонсируется коммунистами и даже спецслужбами Эфиопии. Начавшаяся между двумя группировками конфронтация помогла эфиопским спецслужбам вскрыть систему ЭОД, произвести массу арестов и разрушить ее подпольную сеть.

14 ноябре 1962 года Национальная ассамблея Эритреи, куда вошли и юнионисты и националисты, по приказу императора Хайле Силассие, приняла решение об упразднении Федерации Эритреи и Эфиопии. Эфиопия официально аннексировала Эритрею, сделав ее своей провинцией. ЭОД оказалось совершенно неспособным на ответные действия. Но в то же время, эта ситуация несколько ранее спровоцировала начало боевых действий. В момент, когда полиция и спецслужбы проводили в Эритрее аресты подозреваемых, известный шифта (бандит) Хамид Идрис Авате возглавил небольшой отряд, состоящий из боевиков ФОЭ и его бандитов. 1 сентябре 1961 года этот отряд дал бой полицейским подразделениям в районе городка Амба-Адал. Этот день отмечается в Эритрее как День начала вооруженной освободительной борьбы.

Источник: https://twitter.com/EriPrism/status/1130402954023002112
Источник: https://twitter.com/EriPrism/status/1130402954023002112

Через несколько месяцев Авате умер, и теперь в соответствие с нынешней государственной идеологией, он – первый полевой командир ФОЭ. Отряд Авате стал основой для военного крыла ФОЭ – Освободительной армии Эритреи (ОАЭ), которая пополнялась дезертирами из эритрейской полиции и суданской армии. К 1965 года эта армия насчитывала тысячу бойцов, оружие получала из Сирии и Ирака. Командующим стал бывший адвокат Идрис Осман Калайдос – заместитель лидера ФОЭ Идриса Мохаммеда Адемом. Третьим человеком в верховной тройке Фронта стал бывший учитель Осман Салех Сабби.

В 1965 году руководство ЭОД тоже решило создать свои базы в северной Эритрее. Однако как только отряд ЭОД пересек границу, он был атакован силами ФОЭ и, потеряв шесть человек, отступил. С того момента разгорающаяся война приобрела трехсторонний характер.

Источник: https://twitter.com/hawelti/status/1224984694833414144
Источник: https://twitter.com/hawelti/status/1224984694833414144

Структурно армия ФОЭ делилась на четыре зоны ответственности, по примеру территориальной модели алжирского Фронта национального освобождения. Штаб находился в суданском городе Кассала, притом, что верховное руководство фронта оставалось в Каире. Но, по сути, армия состояла из почти не подчинявшихся центральному командованию автономных партизанских отрядов, командиры которых устроили в своих зонах «мини-королевства». Они действовали, исходя из интересов доминирующих в их зонах этнических групп. Данную тенденцию поддерживало и руководство в Каире, где каждый из трех лидеров поддерживал, прежде всего, ту зону, откуда он родом.

Конфессиональные противоречия

В партизанском движении взаимоотношения мусульман и христиан оставались не простыми. Идрис Мохаммед Адам не раз критиковал их за прежнее выступление за союз с Эфиопией. Тем более, что многие исламисты ФОЭ рассматривали эту борьбу как антихристианский джихад.

Источник: https://vosizneias.com/page/784/
Источник: https://vosizneias.com/page/784/

Однако специально для христиан была создана пятая оперативная зона, которая включала провинцию Хамасен вместе со столицей Асмэрой. Это принципиально изменило отношение императорского правительства к конфликту. Если раньше он рассматривался как традиционная для этого региона война с мусульманскими повстанцами, и для борьбы с ними привлекались полувоенные части и полиция, то теперь под сомнение ставилось «христианское единство» Эритреи и Эфиопии. В 1967 году для «умиротворения» региона была привлечена целая армейская дивизия. Сопротивление ФОЭ было слабым и плохо скоординированным. И главное, эфиопское наступление едва не уничтожило ФОЭ как наднациональную и надрелигиозную организацию.

Источник: https://twitter.com/EriPrism/status/1127569639779831808
Источник: https://twitter.com/EriPrism/status/1127569639779831808

Когда командующий 5-й зоны (христианин) находился в Кассале, его заместитель (мусульманин) обвинил 27 командиров-христиан в отказе руководить частями и казнил их. В ответ командующий зоны дезертировал к эфиопам и увел с собой еще 19 полевых командиров-христиан. Раскол был неизбежен. Последней каплей стали аресты, пытки и казнь после обвинения в шпионаже в пользу Эфиопии трехсот христиан. Были убиты также два высших командира-христианина в главном штабе в Кассале. Христиане вышли из организации, не чувствуя себя в ней больше в безопасности. Некоторые из них, вообще отказались от борьбы.

От ФОЭ откололась также группировка Османа Салеха Сабби Фронт освобождения Эритреи - Народно-освободительные силы (ФОЭ-НОС). Из ФОЭ вышли также ФОЭ – Революционные силы (ФОЭ-РС), ФОЭ-Народно-освободительные силы (ФОЭ-НОС) и другие организации. Причиной этого стали реформы фронта, вызванные поражением 1967 года. Штаб был перенесен из Кассалы в Эритрею. Территориальная система была ликвидирована, началась централизация командования, что вызвало неудовольствие многих полевых командиров.

Начиная с января 1972 года силы ФОЭ-НОС Османа Салеха Сабби и отряды ФОЭ в северной провинции Сахель, где присутствие эфиопских сил было слабым, развернули жестокую межфракционную войну. Имея поначалу всего 400 бойцов, но, получив военную и финансовую поддержку Ливии, ФОЭ-НОС успешно отбивали все атаки противника, и война затянулась на десять лет.

Источник:  http://www.madote.com/2018/03/eritrea-demise-of-nadew-comand.html
Источник: http://www.madote.com/2018/03/eritrea-demise-of-nadew-comand.html

Безуспешные попытки преодолеть раздирающую ФОЭ фракционную борьбу предпринимала так называемая Рабочая партия – подпольная политическая невоенная организация, связанная с ФОЭ. И, тем не менее, количество атак эфиопских войск отрядами ФОЭ и ФОЭ-НОС продолжала возрастать, по мере ослабления императорской власти. В их рядах к середине 1970-х было до 20 тысяч бойцов, и среди новых рекрутов снова было немало христиан. Армия Эфиопии страдала от дезертирства, произошло несколько попыток военных мятежей. В ноябре 1970 года повстанцам удалось убить командующего эфиопскими войсками в Эритрее. Поддержку ФОЭ стали оказывать помимо Ирака и Сирии стали оказывать Китай, Куба и Южный Йемен. Продолжение следует

Также по теме:

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 2. Победа повстанцев

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 3. Пограничная война

Сражение за Панаму - первая война США после "холодной войны"

Великая Африканская война. Часть 2

Великая Африканская война. Часть 1

Партизанская война в Колумбии. Часть 3

Партизанская война в Колумбии. Часть 1

Партизанская война в Колумбии. Часть 2

Пираты Сомали. Структура, подготовка и вооружение

Пираты Сомали. «Сомалийская морская пехота» – порождение гражданской войны

Гражданская война в Нигерии. Часть 2. Белые наемники, успехи Биафры и гибель республики

Гражданская война в Нигерии. Часть 1. Франция, Великобритания, почти вся Африка и СССР

Битва за Гренаду – провал Пентагона, объявленный победой

Пустынный блицкриг – джипы против танков в Чаде. Часть 1

Пустынный блицкриг - джипы против танков в Чаде. Часть 2

Фолклендская кампания 1982 года – первая война ХХI века. Часть 1

Фолклендская кампания – первая война ХХI века. Часть 2

Бразильская система: война в сельве

Война в Родезии: спецназ против партизан

27-дневная война ЦРУ в Афганистане

Советский Союз и разгром сомалийского блицкрига в Эфиопии

Иракская война 2003 года: воздушная фаза операции «Шок и трепет»

Иракская война 2003 года: наземная фаза операции «Шок и трепет»

Индийский блицкриг в Восточном Пакистане