Ребенок не следит за чистотой, разводит грязь, не убирает свою комнату
Есть две замечательные книги Корнея Чуковского: «Мойдодыр» и «Федорино горе». Поставить школьный или домашний спектакль по ним – одно из лучших решений! Ребенок прочувствует ситуацию, осознает, что быть грязнулей – плохо.
Дети чувствительны к похвале. И если вдруг ваш ребенок вернулся из школы – и его рубашка и пальцы не измазаны чернилами от ручки – обязательно похвалите! Любое движение к чистоте, даже самое микроскопическое должно быть замечено и одобрено. Даже если вернулся не такой грязный, как обычно – уже можно устраивать праздничные пляски.
Динамика. Она важнее, чем результат «здесь и сейчас».
И обратите внимание на себя. Если ваш ребенок не застилает постель, загляните к себе в спальню: а ваша постель в каком состоянии? Она застелена? У вас в кабинете чисто?
Если есть претензии к грязным носкам и заношенным рубашкам – оглянитесь сначала на себя! Мой муж каждый вечер запускал стиральную машинку. Агрегат под названием «Вятка» грохотал, но обойтись без него было нельзя: ценность чистых вещей была высока.
И дети к этому привыкли. Мой муж повторял: надо менять одежду и обувь, потому что они тоже устают…
Он раскладывал аккуратные стопки носков, маечек и штанишек, разглаживая их большой теплой рукой. Мы брали эти вещи и ценили его труд.
Порядок и чистота – это хорошо.
Но здесь, как и везде, важно не перегнуть палку. Однажды я оказалась в комнате девятилетней девочки. Комната выглядела как мебельный магазин. Идеально застеленная постель. Идеально чистый стол без единого листочка на нем. Ни одной брошенной игрушки. Ни одной раскрытой книжки. Стерильность, возведенная в абсолют.
Этой девочке потом пришлось очень трудно. Потому что возможность устроить беспорядок тоже важна для ребенка. Он в творчестве! Он в игре! А мама или бабушка как будто не видят этого, и сотый раз повторяют, что главное – все потом убрать и навести порядок. Есть такая пословица – «грязинка тоже витаминка». Она кажется смешной, но лишь на первый взгляд. Искусственное ограждение от любой «грязи» - и здесь, пожалуй, ситуацию можно рассмотреть шире, не ограничиваясь лишь чистотой полов в квартире – не приведет ни к чему хорошему.
У моих дочерей нет проблем с желудками. Даже если все вокруг страдают от отравления, мои дочери чувствую себя прекрасно. Просто, когда они были маленькими, а мы с мужем много работали, с ними сидела их любимая баба Дуся. И она кормила их супом из селедочных голов. Я оставляла дочкам хорошую еду, но баба Дуся говорила: «Сейчас пост!» - и не давала им ничего мясного и молочного. На улице она тоже очень спокойно относилась к тому, что дети что-то подбирали и тянули в рот.
С тех пор желудки у них железные.
Бесконечная страсть к чистоте лишает ребенка важных радостей. Ну должна налиться вода в сапог! И должен ребенок забраться по колено в лужу! И должна чистенькая беленькая рубашечка быстро стать грязненькой и пестренькой… Иначе ребенок не может!
Мама, борясь за идеальную чистоту, устраивает с ребенком войну, которую тот не может выиграть. Для 5-10-летнего человека чистота – не ценность. Ему ничуть не мешает грязная рубашка и мокрые ноги.
Поэтому проще принести чистый комплект одежды в садик, приучить ребенка переодеваться в домашнюю одежду сразу после школы.
В утешение скажу, что дети-чистюли – это намного тяжелее, чем дети – грязнули. Мой маленький сын был помешан на чистоте еще больше, чем его отец. Если вдруг шортики сползали со стула на пол, он просыпался и бежал поднимать. И на стульчик вещи нужно было положить аккуратно, шовчик к шовчику. Он не разрешал мне ничего выбрасывать: любимые рубашки носились много лет и оставались как новые. Он был уже взрослый, жил в Америке – и, когда я приехала к нему в гости, долго смеялась: обнаружила костюм, в котором он выпускался из школы в 16 лет. Вещи при этом выглядели так, будто только что куплены в магазине.
Зайти в комнату с улицы было нельзя – надо срочно переобуться. А стакан на кофейный столик нужно обязательно ставить на подставку!
Конечно, любые крайности несут в себе мало хорошего, но из грязнули все-таки можно сделать чистюлю. А вот из чистюли грязнулю – не получится. И он всегда будет страдать, если вокруг него пространство недостаточно идеальное.
Мой сын специально работал над собой, чтобы стать более снисходительным в этих вопросах. Это очень помогло, когда в его семье появился ребенок со всем естественно-сопутствующим беспорядком. Он мог с юмором смотреть на то, как маленькая дочка плюется кашей и наводит бардак в ящиках его стола.
При этом все члены семьи удивлялись и сочувствовали.