Дмитрий Александрович Корсаков известен прежде всего своими трудами по истории России XI-XVIII веков, которые были высоко оценены современниками. Но кроме этих научных исследований, Корсаков оставил яркие описания своей малой родины — Казанской губернии, в особенности Казани и Казанского университета, и этим внес большой вклад в изучение родного края.
Родился Дмитрий Александрович в июле 1843 года в Москве. Его отец, генерал-майор А.Л. Корсаков, в середине 1840-х годов с семьей переезжает в Казань. Его мать была сестрой общественного деятеля К.Д. Кавелина, с которым он в последующем сдружился.
В 1860 году он поступает в Казанский университет, после окончания которого решает стать чиновником, но вскоре подает в отставку и посвящает себя преподавательской и научной деятельности в том же Казанском университете на историко-филологическом факультете, издавал «Ученые записки Казанского университета по историко-филологическому факультету». В 1900-1905 годах являлся деканом этого факультета.
Корсаков оставил свои воспоминания о казанском обществе середины XIX века. Он отмечает общие настроения эпохи: оживление литературы, ожидание освобождения крестьян, недоумение помещиков, общественные движения, он переходит к их проявлению в Казани. Корсаков отмечает, что прежде всего они затронули местное студенчество. Студенческая молодежь поддалась «умственному оживлению того времени» и стала обнаруживать дремавшие умственные и нравственные силы. «Это движение среди студентов сначала, разумеется, проявилось в тогдашних центрах русской умственной жизни в двух столицах — Петербурге и Москве, а к нам в Казань передавалось только отраженным светом, несколько запаздывая и преломляясь через призму местных этнографических и общественных элементов Поволжья, Приуралья и Сибири; а эти элементы не представляли из себя особенно сильных культурных наслоений, что являлось непреложным результатом истории нашего края: русские восточные окраины заключали в себе очень много инородческих племен, а поэтому и не могли отличаться мягкостью нравов даже в XIX веке».
Не решаясь прямо критиковать пореформенные порядки, он в мрачных тонах описывает николаевскую эпоху. Гонения на «всякие либеральные» идеи Корсаков демонстрирует на примере попечителя учебного округа М.Н. Мусина-Пушкина, типичного администратора николаевских времен, хотя оговаривается - «иным он и не мог быть в то время». Невозможность полностью реализовать себя для «лучших людей» сороковых годов видится историку одной из причин отсутствия цельных характеров и гармонических личностей в среде профессоров Казанского университета.