Для сегодняшнего учащегося вуза слова «студенты в колхозе», наверное, звучат так же архаично и малопонятно, как «комсомольцы на целине» или там «красноармейцы в обозе».
Но если спросить его деда или бабушку, с чего начинался осенний семестр в их институте или университете, то можно услышать много веселого... И, наверное, чаще всего в воспоминаниях будет фигурировать слово «колхоз».
Думается, несколько картинок из жизни, работы и быта в колхозе студентов шестидесятых-семидесятых годов прошлого столетия будут интересны сегодняшним, вчерашним и позавчерашним представителям этого веселого и креативного племени. Вполне возможно, что не только им.
Колхоз, привет! А вот и мы
Почему-то чем дальше, тем сентябрьские десанты в колхоз позавчерашним студентам вспоминаются чаще, чем учеба, быт, общественные нагрузки и другая деятельность. Казалось бы, грязная, зачастую бессмысленная работа, ненужная обязаловка; но никакой досады или чувства протеста она тогда не вызывала.
Сменить пыльный город на свежесть, звуки и ароматы села; лекции и семинары – на задушевные разговоры и философские размышления в чистом поле или на берегу реки. Конспекты, ватманы, полуватманы и авторучки – на грабли, лопаты и «бармакы»... Голосовавших против колхоза, роптавших или даже просто воздержавшихся не было.
А было желание поскорее добраться шумной толпой до пункта назначения, расположиться – разместиться – расквартироваться, отметить это дело и вечером оказаться в сельском клубе. А там знакомство и быстротечная любовь-морковь. Иногда происходили конфликты между парнями с деревни.
Но к каждой студенческой группе прикреплялся опытный куратор от института, который проводил серьезную профилактическую работу «по недопущению» или во время разруливал возникающий конфликт.
Держало под контролем ситуацию и институтское начальство: никуда не денешься – партия поставила задачу помочь селу в деле решения продовольственной программы. Значит все должно быть организовано должным образом и без всяких эксцессов.
Как правило, на следующий день расквартировавшуюся в селе студенческую группу посещал замдекана. Интересовался, как разместились, чем кормят, помогли ли со спецодеждой, на какие работы направляют... На всякий случай оставляет для связи свой телефон в районном штабе осенних полевых работ:
- Пятьдесят, два, восемьдесят семь.
- О! Легко запомнить, полтинник и цена «Московской».
- Гм... А три, ноль семь?
- Знаем, знаем! Цена «Столичной».
- А три, двенадцать?
- Элементарно! Это «Российская».
- А три, четырнадцать?
Посовещавшись, будущие технари приходят к выводу, что такой цены не бывает. Профессор грустно подсказывает:
- Это число π, ребята.
Работа в колхозе может быть даже интересной
Уборка картофеля, кукурузы, арбузов; погрузка, разгрузка, сортировка... Иногда набирается бригада для обслуживания кукурузника, распыляющего удобрение над полями. Если повезет, летчик может и «покатать» по воздуху.
А если вообще словишь удачу, назначаешься ездовым колхозной кобылы. Учишься запряганию и распряганию, управлению, кормлению. Сдаешь зачеты по этим предметам и вот уже сидишь на передке весь такой гордый и ответственный. Направляешь телегу по выписанному в конторе маршруту. В зависимости от настроения представляешь себя чумаком, едущим за солью, или красноармейцем, отставшим от обоза.
А кобыла бежит и – ну, никакого уважения к твоему уже гораздо высшему, чем просто среднее образование. Оказывается, тебя забыли проинструктировать, что в процессе эксплуатации животного, кормить кукурузой строго запрещается. Заразу такую!
Но вкусно покушать и хорошо поспать – лучше
Вечером на ужин подается местный деликатес. Подсолнечное масло со свежеиспеченным хлебом и много, много сладкой и сочной цыбули. Именно, почему-то не лука, а цыбули. Так этот простой и ядреный овощ называют сельские стряпухи. Так его называют и довольные работники. И поглощают в огромном количестве.
Ближе к ночи занимаются ранее отведенные места на полу сцены сельского клуба. Перед сном еще можно расписать пульку или дорассказать, дослушать то, что не успели за день.
Помещение долго сотрясается от взрывов хохота после новых и старых анекдотов, розыгрышей, шуток и хохм. Наконец усталость потихоньку берет свое, сон постепенно начинает склеивать веки.
Завтра снова на работу.