Эта тема кажется знакомой: четыре стихии, четыре времени года, двенадцать знаков зодиака, двенадцать месяцев... Человек любит систематизировать, вносить точность, находить закономерность. Цикличные вещи привлекают особенно: они загадочны и вездесущи, тесно связаны с нашей жизнью.
Сегодня я расскажу о том, какие смыслы художники прошлого вкладывали в каждый сезон года, а также о том, как символизм времен года трансформировался со временем.
Античность
Во времена Античности люди чувствовали свою связь с природой. Их представления о каждом из сезонов были связаны и с религией. Каждое из времен года отождествлялось с каким — либо божеством. Сезоны часто изображались в виде четырех женщин (что можно увидеть и на современных картинах) в разных нарядах.
Весна — Венера или Флора (овца)
Лето — Церера (дракон)
Осень — Бахус (заяц)
Зима — Борей или Вулкан (саламандра)
Интересно: именно в культуре Древней Греции оформились знаки зодиака. Каждый знак соответствовал какому-либо месяцу.
Далее система символов и ассоциаций сомневалась. В Древнем Риме четыре времени года распределялись между четырьмя сторонами света, четырьмя темпераментами и четырьмя возрастами человека. Развитие цивилизации шло семимильными шагами: был придуман календарь. Тогда времена года риобрели дополнительные значения:
• фазы луны
• фазы прохождения эклиптики солнцем
Древние греки и римляне всю свою жизнь связывали с природой и ее ритуалами.
Средневековье
На смену язычеству пришло христианство, на смену божествам античности — христианские святые. Двенадцать месяцев также распределялись между двенадцатью апостолами. На смену ассоциациям Античности, которые, в основном, были связаны с природой, Средневековье представило новинку: месяцы представлялись в виде людей, занятых различными видами деятельности. Это были и горожане, и крестьяне, занятые сбором урожая — каждому месяцу отводилось свое дело.
Календарь не ушел из жизни средневекового человека: популярны были Часословы — книги, содержащие молитвы для крестьян, сопровождаемые календарем и расписанием церковных праздников. Часословы были украшены миниатюрами.
Метафоры, метафоры...
Здесь хочу сказать о двух знаковых работах: Арчимбольдо и Никола Пуссена.
Цикл картин Арчимбольдо содержит множество метафор и ассоциаций (этим восхищался позже Сальвадор Дали). Здесь и возраста человека (Весна — самая молодая, Зима — дряхлый старик), и дары, которые приносит каждое из времен года, и невероятная работа с анатомией (составление человеческого лица из неодушевленных предметов). Именно работы «Времена года» и «Четыре стихии» принесли Арчимбольдо такую известность.
Кисти Никола Пуссена принадлежит цикл «Времена года».
Подробнее о пейзажах Пуссена и его жизни читайте здесь.
Названия каждой картины цикла содержат и религиозные отсылки. На пейзажном фоне изображены фигуры людей, отсылающие нас не только к занятиям, типичным для каждого времени года, но и к Библии.
Весна носит название «Земной рай», здесь можно увидеть Адама и Еву. Змея еще нет, но Ева уже указывает Адаму на запретный плод, что подчеркивается темными цветами на переднем плане.
Картина «Руфь и Вооз» показывает не только эпизод из Библии, где Руфь склоняется к ногам Вооза, но и занятия, характерные для той поры.
«Осень» или «Шпионы с виноградом земли обетованной» делает упор на плодовитость осени (апельсины размером с дыню и небывалая гроздь винограда).
«Зима» или «Исход» самая мрачная картина из цикла. Она повлияла на романтиков, которы крайне любили изображать всемирный потоп на своих картинах. Напряжение создает и палитра в холодных тонах. По скале спускается змея — однозначно истолковываемый символ.
Люди в разное время по-разному истолковывали времена года, придавали им разные значения. Какой символ или ассоциация показались вам самыми необычными? Пишите в комментариях.
Если вы интересуетесь символами в искусстве, то заходите сюда. Статьи распределены по рубрикам, нужно только найти то, что нравится вам!