Найти тему
Gondria

Освальд Шпенглер. Выдающиеся идеи гениального философа, о которых нельзя не знать.

Освальд Шпенглер родился в небольшом провинциальном городе Бланкенбурге, где прожил первых 11 лет. Будучи выходцем из семьи почтового служащего, состоящей из четырех детей, Освальд был единственным мальчиком.

В 1891 году последовал переезд в Галле и последующее поступление молодого Шпенглера в университет. Университет Галле был не единственным местом обучения, позже последовал Мюнхенский и Берлинский, где будущий писатель плодотворно изучал математику, естественные науки и философию. В конце обучения защитил диссертацию на тему "Метафизические основы философии Гераклита" в университете Галле и получил докторскую степень по философии, после чего стал работать учителем в Гамбурге. Уже тогда вынашивавшему в себе гениальные идеи Шпенглеру приходилось работать простым преподавателем математики в гимназии. Параллельно с работой, он изучал античную философию, историю, языки, вел достаточно замкнутый образ жизни и часто погружается в собственные философские размышления.

Кардинальные перемены в жизни Освальда Шпенглера наступают после получения им наследства и переезда в Мюнхен (1911 год). Последующее нахождение в новом городе и отсутствие финансовой нужны окончательно определило его дальнейший путь, Шпенглер принимает однозначное решение заниматься тем, что интересовало его больше всего – отражением своих социальных и философских взглядов на бумаге.

Основным предметом философски-культурологических исследований Шпенглера стала "морфология всемирной истории", рассмотрение и изучение уникальности мировых культур как органических форм. Философ отрицал общепринятую периодизацию истории и предложил собственный взгляд, где разделял независимые культуры, сравнивая их с живыми организмами, а также выделил периоды зарождения, становления и умирания каждого из них. В 1918 году был опубликован главный философский труд Освальда Шпенглера – "Закат Европы" , который и по сей день является основным концептом цивилизационного подхода к историческому, социальному и философскому анализу развития общества.

"Истины абсолютны и вечны, то есть не имеют с жизнью ничего общего."                                          Освальд Шпенглер
"Истины абсолютны и вечны, то есть не имеют с жизнью ничего общего." Освальд Шпенглер

Философ известен в первую очередь благодаря сравнительному анализу культур, формированию тезиса об их уникальности и сменяемости, при сохранении равного исторического значения. Каждая культура проходит одни и те же фазы своего развития, где каждая из фаз тождественна фазам остальных культур, каждая из культур существует около тысячи лет и увядает, переживая состояние глубокого кризиса, что и является цивилизацией. Цивилизация есть неизбежная судьба культуры.

Однако стоит помнить и том, что Освальд Шпенглер был ярким представителем философии жизни, а его исследования человека, где красной нитью проходят понятия макрокосмического и микрокосмического, представляют интерес, который сложно переоценить. Путь к познанию естества человека начинается с растения, которое Шпенглер характеризует, как "всего лишь растение", а животное – растение и еще "нечто кроме того". Здесь и появляются древние понятия макрокосма и микрокосма, растение – нечто космическое , а животное есть еще и микрокосм по отношению к некоему макрокосму.

Живое существо обособляет себя от мира в целом, определяет свое место, посредством чего и становится микрокосмом. Шпенглер описывает все космическое наличием приметы периодичности, а микрокосмическое обладает полярностью, его сущность выражается словом "против". Микрокосм обладает способностью к свободному перемещению и обладает особым отличительным органом – "чувством".

"Мыслитель – это человек, которому на роду написано символически изобразить свою эпоху через собственные наблюдение и понимание."                                                                                                      Освальд Шпенглер
"Мыслитель – это человек, которому на роду написано символически изобразить свою эпоху через собственные наблюдение и понимание." Освальд Шпенглер

Как итог, Освальд Шпенглер выводит два ключевых понятия для последующей характеристики человека: понятие бодрствования и существования. Существование характеризуется ритмом и направлением, а бодрствование представляет собой напряжение и протяженность. Сфера существования полностью подвластна судьбе, а бодрствование зависит от причин и следствий. Переходя к человеку, ведущую роль обретает понятие мышления, которое характеризуется философом, как отвлеченное от ощущений понимание.

Мышление определяет бодрствование человека и дает оценку разуму, как высшей его способности, а чувственности – как низшей. Появление теоретического мышления в бодрствовании человека порождает деятельность, которая делает борьбу существования и бодрствования неизбежной. Животный микрокосм объединяет существование и бодрствование в единство жизни, непрерывную взаимосвязь. Животное "живет" без способности задуматься о своей жизни, оно находится во власти глаз и отсутствии мышления, которое способно противопоставить наличную жизнь с тем, чем она должна быть.

Противоречие мысли и действия является характеристикой человека и достигает своего пика в наиболее развитый период культуры. Таким образом, Шпенглер выводит двойственную проблему, стоящую перед человеком: "Проблема бодрствования и существования или проблема пространства и времени, мира как природы и мира как истории, мира напряженности и мира ритма; бодрствование пытается понять не только само себя, но и нечто другое, чуждое себе".

В завершение подробного рассмотрения человеческого естества, Освальд Шпенглер определяет наличие двух отличных категорий людей. Существуют люди, которыми от рождения управляет судьба, и люди, повинующиеся казуальности. Первый человек живет настоящей жизнью, жизнью воина, государственного деятеля, купца, стремится к богатству и признанию, авантюрам и игре, но он отделен пропастью от второго – святого, проповедника, ученого, идеалиста, идеолога, вне зависимости от того, по какой причине он стал таким. В человеке всегда преобладает лишь одна сторона, существование и бодрствование не способны обойтись без преобладания чего-то одного.

"У человечества нет никакой цели. Никакой идеи. Человечество — это пустое слово. Есть множество мощных культур, у каждой своя идея, своя жизнь и своя смерть."                      Освальд Шпенглер
"У человечества нет никакой цели. Никакой идеи. Человечество — это пустое слово. Есть множество мощных культур, у каждой своя идея, своя жизнь и своя смерть." Освальд Шпенглер

Судьба определяет каждого конкретного человека таким или иным, человеком действия и презрения к раздумьям, либо размышлений и неспособности на поступок. Человек действия – цельный человек, а в созерцателе каждый отдельный орган стремится действовать вопреки телу. Мыслитель неопровержимо диктует о том, какой должна быть жизнь и с чего необходимо начинать все совершенствования, однако его учения основаны на предпосылке, что все люди устроены так же, как и их авторы, то есть обладают богатством идей, при отсутствии побуждения.

Правда заключается в том, что все философы, мыслители, идеологи едины во мнении о зависимости жизни от остроты мышления, но жизнь идет собственным путем вне зависимости от того, что о ней думают. Лишь человек действия, человек судьбы находится в подлинном мире, мире политических и экономических решений, в котором нет места для понятий и систем.

"Здесь хороший удар значит больше, чем хорошее умозаключение, и есть свой смысл в том презрении, с которым солдат и государственный деятель во все века свысока смотрят на крючкотворов и книжных червей, считающих, что мировая история совершается во имя духа, науки и даже, более того, искусства", – Освальд Шпенглер.