Джон Уиллард Марриотт-старший родился 17 сентября 1900 года на отцовском ранчо близ города Огдена в штате Юта. Родители Билла (как его все звали в детстве), воспитавшие восьмерых детей, сами были мормонами, а фамилию Марриотт носили все члены их религиозной общины.
Юный Марриотт начал свое первое дело в 13-летнем возрасте. Организовав нечто вроде семейного подряда, он вырастил салат на диком участке фермы и сам же продал урожай на ярмарке. Вспыхнувшая в сельском пареньке охота к перемене мест усилилась после путешествия через всю страну — на Восточное побережье, в Новую Англию, куда молодой мормон был отправлен на два года с религиозной миссией.
Закончив с миссионерством, в 1921 году Марриотт вернулся домой, окончил колледж, а затем и университет штата в Солт-Лейк-Сити. Наконец с долгожданным университетским дипломом в кармане молодой Марриотт решил открыть собственный бизнес — и не где-нибудь, а сразу в столице. Во время своей миссионерской деятельности он посетил Вашингтон, причем летом, когда в городе от духоты и смога невозможно было дышать.
Уже тогда в голове Марриотта мелькнула идея, что летний Вашингтон — идеальный рынок для торговли прохладительными напитками. Оставалось лишь убедить фирму-производителя A&W Root Beer уступить мормону на условиях франчайзинга столичный Вашингтон вкупе с крупными центрами по соседству — Балтимором и Ричмондом. Марриотту это удалось, и весной 1927 года он окончательно перебрался на Восточное побережье.
Взяв вместе с партнером кредит на $6 тысяч для закупки оборудования и аренды помещения, экс-миссионер 20 мая 1927 года открыл свое первое заведение по продаже «американского кваса» в розлив. По правде говоря, это был всего лишь уличный киоск — стойка плюс девять высоких барных табуретов. День для старта нового бизнеса оказался удачнее некуда. Вся Америка с замиранием сердца следила за историческим стартом летчика Чарлза Линдберга, решившего в одиночку перелететь Атлантику, и от желающих промочить горло ледяной газировкой не было отбоя. Вскоре у партнеров хватило денег и на возврат кредита, и на «апгрейд» их киоска в летний ресторанчик Hot Shoppe.
В июне 1927 года Марриотт женился на однокурснице Элис Шиитс. Брак оказался удачным во всех отношениях. Эллис не только подарила Марриотту двух сыновей, но еще и оказалась «девушкой из хорошей семьи». Жена была падчерицей крупной шишки в мормонской общине и по совместительству сенатора от штата Юта. Так что у молодого бизнесмена сразу же образовались полезные связи не только в родном штате, но и в столичном Вашингтоне.
Знаменитый крах Нью-Йоркской биржи в октябре 1929-го и последовавшая за ним затяжная Великая депрессия сказались на компании. Не миновал каток кризиса и владельца ресторанной сети Hot Shoppe — лопнувший банк унес с собой $8 тысяч личных сбережений ее владельца. Сумма в те годы немалая, и Марриотту пришлось продать все три заведения. Но из бизнеса он уходить не собирался и на вырученные деньги тут же открыл два новых ресторана — но в других, тщательно «просчитанных» местах.
Именно Джон Уиллард Марриотт в 1937 году создал систему бортового питания на авиалиниях. А двумя годами позже — и систему корпоративного питания, открыв кафетерии на предприятиях министерства обороны. И, наконец, систему ресторанов быстрого обслуживания drive-in (где можно было «заправиться», не покидая машины)! Именно ему принадлежит идея создания сети придорожных кафе и ресторанов быстрого обслуживания на крупнейших автомагистралях. Первое такое заведение появилось в 1955-м — за два десятилетия до первого McDonald’s «на колесах».
Все три новшества имели большой резонанс в Америке, что способствовало избранию их автора президентом Национальной ресторанной ассоциации в 1948 году. Через пять лет компания Hot Shoppe стала публичной, и первая эмиссия акций по $10,25 разлетелась за два часа после начала продаж. А еще спустя 11 лет компания сменила название на Marriott-Hot Shoppes, Inc., и в том же году президентский пост занял 32-летний Джон Уиллард Марриотт-младший, которого все также по традиции зовут просто Биллом. И наконец, в 1967 году в названии корпорации осталась только семейная фамилия.
После этого Marriott Corporation покупала, покупала и покупала. Отдельные рестораны и целые сети предприятий общепита — популярные в Америке «семейные рестораны» сети Big Boy, фастфудные Roy Rogers и Gino’s, «аэропортные» системы Host International. К середине 1980-х ресторанная сеть Marriott уступала по количеству точек только McDonald’s, но, в отличие от последней, предоставляла своим клиентам широкий ассортимент заведений — от фастфуда до настоящих ресторанов. А что касается ресторанного бизнеса в целом (включая организацию системы авиапитания и корпоративного питания), то к 1986 году Marriott стала безусловным лидером этой отрасли не только в Америке, но и в мире.
Но, как оказалось, главный успех ждал Marriott на другом направлении — в гостиничном бизнесе. Первый мотель компания приобрела еще в 1957-м — это был Twin Bridges Marriott Motor Hotel в столичном пригороде Арлингтоне. А за последующие полвека счет отелям с фирменной фамилией Marriott пошел на тысячи. Мотели и пятизвездочные дворцы, курорты-таймшеры и «исторические» постоялые дворы, сдаваемые внаем апартаменты, бизнес-центры с отелем «в одном флаконе» и комфортабельные дома для престарелых.
Джон Уиллард Марриотт был фанатичным приверженцем «культурного бизнеса», видя в корпоративной культуре залог успеха. «Культура, — писал он, — это нитки и клей, с помощью которых мы соединяем наше прошлое, настоящее и будущее». Да и идее «социальной ответственности бизнеса» основатель гостиничной империи также следовал всю жизнь. Он верно служил, помогая деньгами, своей мормонской церкви, центрам образования и стране в целом.
Гостиничный магнат умер от сердечного приступа 13 августа 1985 года в своем загородном доме в штате Нью-Гэмпшир. После смерти отца-основателя компания под управлением Джона Уилларда Марриотта-младшего затеяла «капитальный ремонт» своего обширного хозяйства. Было решено избавиться от всего ресторанного сегмента и сосредоточить усилия на гостиничном и контрактном бизнесе. С этой целью в 1992 году корпорация объявила о разделе на две самостоятельные компании — Marriott International и Host Marriott Corporation.
Первая является всемирным оператором и франчайзером отелей и сопутствующего бизнеса в средней и высшей (категории люкс) ценовых категориях на территории США и 67 стран мира. При этом 65% занимают отели в традиционном понимании, 11% – отели с частичным сервисом (апартаменты), 5% — заведения, рассчитанные на длительное пребывание (например, курортные поселки для престарелых), 15% — объекты таймшера. Оставшиеся 4% деловых операций с гостиничным бизнесом впрямую не связаны — это производство синтетического топлива на основе угля.
Среди главных брендов, принадлежащих корпорации Marriott, – легендарные эксклюзивные отели Ritz-Carlton, а также сети отелей высшей и средней ценовых категорий – Renaissance Hotels & Resorts, Marriott Hotels & Resorts и Courtyard by Marriott. В последние годы к ним прибавилось еще два «супербренда» – JW Marriott Hotels и Bvlgari Hotels and Resorts. В гостиничную империю также входят: заведения сети Residence Inn by Marriott (рассчитанные на длительное пребывание); отели экономкласса Fairfield Inn by Marriott; апартаменты SpringHill Suites; комплексы для проведения съездов и конференций Marriott Conference Centers; таймшерные клубы Marriott Vacation Club International (MVCI) и Horizons by Marriott Vacation Club. И еще 23 собственных гольф-клуба за пределами США.
Читайте также: как Бернар Арно стал богатейшим человеком Европы