В 1977 году Ридли Скотт снял свой первый фильм “Дуэлянты”, посвященный затяжной вражде двух гусарских офицеров эпохи Наполеона.
Действие фильма растянулось более чем на 15 лет, выхватив исторический пласт, перенасыщенный переменами в моде, мироощущении, политике.
И вот что невероятно: все 44 года, прошедшие со времени создания фильма, не было никаких критических замечаний относительно его исторической достоверности.
Реконструкторы военной формы отмечают строгое соответствие французских мундиров канонам начала 19 века. Абсолютное. До последней пуговицы.
Мастера исторического фехтования по сей день считают дуэльные сцены вершиной кинематографа. Мол, никаких ляпов. Никакой отсебятины. Всё показано так, как должно быть.
Знатоки быта подчеркивают глубокое понимание среды обитания персонажей, точность интерьера, соблюдение норм поведения и реалистичность диалогов.
И даже историки причесок хвалят их нюансы, верно показанные создателями фильма.
Начитавшись похвальных отзывов, я посмотрел фильм. И облегченно вздохнул, убедившись, что на Солнце всегда есть пятна. Как и утверждает теория.
Даже если и кажется, что таковых нет. Надо лишь поменять оптику наблюдений и всматриваться тщательней…
Да. Антураж фильма безупречен. И ничего не царапнуло мое восприятие. Но!
Есть там короткая сценка, где французы отступают из России в 1812 году. Разложившаяся армия - в лохмотьях. Обмороженная, голодная, израненная.
Всё так.
Кроме пейзажа. Голые горы. Невысокие, совершенно без леса. Покрытые снегом местами. И это белорусский пейзаж на подходе к Неману?
И вдруг в кадре появляется казачий дозор. Один из казаков дразнит французов, смеется над ними.
На голове у него совершенно дурацкая огромная шапка, а под звериной шкурой - гусарский доломан (вероятно снятый с какого-то убитого). Казак оброс дикой бородой, вооружен пикой и лишен интеллекта.
Он заливается дурацким смехом и троллит французов, которые целятся в него из пистолетов в упор. Пиф-паф! И русский падает с коня. Французов это ничуть не удивило. Варвары - идиоты. Как же иначе?
И вот о чем я подумал: умнице-режиссеру, замечательным артистам, профессиональным костюмерам, компетентнейшим консультантам было совершенно наплевать на степень достоверности, которая относилась к России. Никому из всей этой честной компании не было никакого дела до реалистичности “русской” составляющей фильма.
Этакое презрение просвещенного барина-европейца к туземцу, находящемуся в промежуточном состоянии эволюционного развития. Что-то среднее между макакой и джентльменом.
И повадки этого существа любопытны лишь узким специалистам, а не широкой публике.
Но в целом фильм хороший! И картинкой, и психологизмом. Мне он понравился. Спасибо, Ридли!
А что касается придурка-казака среди белорусских гор, лишенных растительности, то это не вина создателей фильма, а беда.
Россия - лишь фон для сюжетных перипетий. На который мало кто обращает внимание.
Каков спрос, таково и предложение...
Кстати, сейчас ситуация мало чем изменилась.
Это мы можем снимать “Шерлока Холмса”, “Графиню Монсоро”, “Человека с бульвара Капуцинов” с любовью, с добрым юмором, с интересом к месту событий. С симпатией. Стараясь сохранить узнаваемость персонажей.
А вот они…
Перефразируя профессора Преображенского скажу: “Если вы заботитесь о своем пищеварении, не смотрите западные фильмы о русских. А если под рукой других нет, то ничего и не смотрите”.
И будет здоров ваш дух в не менее здоровом теле.
Комментарии: 2
Нравится
Комментировать
Поделиться