Найти тему
Открытое сознание

Восприятие реальности – часть 2. Осознанность.

Способность осознавать – это способность задавать вопросы, и воспринимая мир без иллюзий, находить и получать на них ответы. Духовный искатель всегда хочет знать, почему происходит так, а не иначе, почему с нами происходят те или иные события, как работают Космические законы. Мы ищем ответы в книгах, общаясь между собой, посещая храмы и святые места, размышляя. Кажется, что для того, чтобы что-то осознать, нужно напрячься. Это так и есть с трёхмерным сознанием. Когда сознание человека просыпается от спячки повседневности и открывается для понимания, осознание начинает происходить просто и естественно. Если мы смотрим в чистое небо, нам ничего не нужно для осознания того, что небо голубое, достаточно просто посмотреть вверх. Способность осознавать с самого начала является присущей нашему сущностному сознанию.

Этой способности сопротивляется неспокойный поверхностный ум. Сущностное сознание всё соединяет в одно целое, а ум всё разделяет и каждой части присваивает своё имя и значение. Состояния осознания мы достигаем тогда, когда начинаем чувствовать единство всего что есть, и своё единство со всем, что есть, когда мы ясно видим, что Творец присутствует везде и во всём, и всё, что вокруг нас происходит, есть единый поток Жизни.

Творец даёт нам знаки каждым своим проявлением, каждым движением, звуком, криком птицы, какой-то фразой, которую мы услышали мимоходом, какой-то мелодией, которая кажется столь знакомой и заставляет душу встрепенуться и что-то вспомнить.

Что за бред! - может сказать скептик или пленник своего поверхностного ума. Какие знаки? Когда кто-то машет мне рукой, тогда это для меня знак. Но если кто-то идёт мимо меня и разговаривает по мобильному телефону, то какое мне до этого дело? Какое мне дело до того, что нарисовано на стене? Какое мне дело до того, что кричит какая-то птица или откуда-то доносится музыка?

Восприятие такого человека разделено на части, не целостно, фрагментировано. Человек, который живёт не осознавая, что всё вокруг взаимосвязано, воспринимает как относящуюся к себе только ту часть окружающего мира, которая общается с ним на понятном ему языке. Всё остальное он воспринимает как не относящееся к себе непосредственно, живущее своей отдельной жизнью, которая никак не связана с его жизнью.

Искусство чтения знаков одновременно является признаком соединения своего мира в единое целое. Мы начинаем собирать свой фрагментированный мир в единое целое, когда понимаем, что мы с ним тесно связаны, когда в человеке, который идёт нам навстречу, видим проявление Творца, когда в крике птицы, который мы вдруг услышали, замечаем подтверждение только что пришедшей мысли, когда в поступках других по отношению к нам находим полезную для себя информацию. То есть мы воспринимаем буквально всё, что фиксируем в окружающем мире, как относящееся к нам непосредственно.

Всё, что мы видим вокруг себя, отображает какие-то аспекты нашей сущности. Эти аспекты могут относиться как к личному уровню, так и к коллективным уровням - семьи, рода, народа, государства и человечества. Чем меньше аспект поддаётся изменениям, тем к большему коллективному уровню он скорее всего относится, и чтобы этот аспект мог измениться, должны произойти изменения в сознании большего коллектива. Эти аспекты мир нам отображает не как в зеркале, но намного глубже, иносказательно, при помощи кажущихся совпадений и синхронностей, намёками и образами. Собирая свой мир в единое целое, мы обретаем внутреннее глубокое виденье. И это даёт нам неисчерпаемые возможности для познания себя и мира.

Если представить себе какое-то явление или проблему в виде куба, то средний человек способен видеть только одну грань куба, в лучшем случае две противоположных. Это есть двухмерное, плоское мышление. Тогда объёмное, голографическое мышление можно представить, как способность видеть каждую точку на поверхности куба и внутри него. Так и окружающий мир отображает нам нас самих объёмно, то есть не только видимую нами часть нас, но и некую информационную, эмоциональную и духовную составляющую, которая включает наши отношения, наши задачи, то, кем мы являемся, кем мы становимся или должны стать, наше прошлое и будущее и другие невидимые и неочевидные вещи.

Духовным искателям хорошо известен закон подобия - подобное притягивает подобное. Здесь следует заметить, что именно «подобное», а не «одинаковое». Штепсель подобен розетке, целитель подобен пациенту, гвоздь – молотку, цель – возможности её достичь. И таких подобий можно назвать множество. Казалось бы, притягиваются друг к другу разные объекты, но у них всегда есть нечто общее, некая общая задача, которую они могут решить только вместе.

Вопрос подобен ответу на него, желание и намерение найти ответ являются подобным получению искомого ответа. Поэтому человеку, который хочет получить ответ, неизбежно будут даваться знаки, потому что Вселенная нам отвечает на своём языке, на всех уровнях сознания. Язык знаков описывает нам «внутренность куба» любого явления или проблемы.

Например, большое количество информации о себе и о других можно получить из того, какую одежду мы носим. Цвет одежды, рисунок, надписи на ней. К нам непостижимым образом «прилипает» всё, что несёт в себе информацию о нас. Если не видеть общую картину, «глубину куба», тогда можно сказать, что одежду шьют везде, и её видов очень много. Надписи и изображения придумывают некие дизайнеры моды, которым абсолютно всё равно, кто конкретно впоследствии эту одежду купит и будет носить. Откуда они могут знать, что эта надпись, которую они придумали написать на спортивной майке, несёт в себе информацию о том человеке, который её будет носить? А если мы способны смотреть глубже, если весь мир един в нашем сознании, тогда легко себе представить, что дизайнер, как часть мира, каким-то образом знает, какую надпись нанести на спортивную майку. А люди, которые раскупят партию этих маек, каким-то образом почувствуют, что им хочется эту майку приобрести и носить и что эта майка им «подходит», не говоря уже о том, что каждая спортивная майка своим путём дойдёт до того, кому она соответствует по закону подобия.

Информация по тем вопросам, которые вас интересуют, может прийти просто и легко. Например, вам захочется взять с полки давно там стоящую книгу, которую вам кто-то когда-то подарил, вы откроете её на случайной странице и прочтёте один абзац. На другой день вы услышите кем-то мимоходом брошенную фразу. У вас в памяти всплывёт прочитанный накануне абзац из книги и, сложив его вместе с только что услышанной фразой, вы поймёте то, что хотели и не могли понять раньше.

Информация и знаки содержатся буквально во всём, но наш внутренний скептик, наш поверхностный ум, старается закрыть наши глаза. Когда ум не может понять причину чего-либо, он включает какую-либо отговорку из серии «этого не может быть».

Объёмное виденье мира начинает открываться тогда, когда мы учимся отдавать предпочтение голосу сердца, интуиции, а поверхностный ум начинает выполнять предназначенную ему служебную функцию вместо того, чтобы главенствовать. Тогда мы начинаем осознавать происходящее вместо того, чтобы постоянно реагировать на него.

Притча «Пробудитесь!»

Когда Будда стал просветленным, он воскликнул: — Это невероятно! Значит, я с самого начала был просветленным, а все эти цепи и оковы были лишь сном!

Впоследствии, когда люди спрашивали его: «Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?», Будда неизменно отвечал: «Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность».

Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил: - Люди приходят к тебе с разными проблема­ми, а у тебя на все «недуги» один рецепт. Например, один человек спрашивает: «Как избавиться от гнева?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Дру­гой спрашивает: «Как избавиться от жадности?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Третий спра­шивает: «Как избавиться от обжорства?», ему ты тоже советуешь: «Проявляй осознанность». Как это понять?

Будда ответил: - Их недуги отличаются друг от друга, как отли­чаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: «Нач­ните осознавать! Пробудитесь!»

Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, живость сознания по отношению к настоящему моменту реальности. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором, происходящее в текущий момент не воспринимается со всем вниманием. Невнимательность является всеобщей проблемой. Внимание постоянно переключается с одного на другое. Оно лишь эпизодически приближается к происходящему в данный момент, а затем снова уходит из этого момента в блуждания мыслей. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его мысли и эмоции. Вы можете представить это себе как дымку, окутывающую человека. Все наши мысли о прошлом и будущем, все фантазии на любые темы, все эмоции и создают это дымку. Однако если мы реально, физически идём по дороге в тумане, то мы знаем, что это туман, дымка и концентрируемся на том, чтобы разглядеть дорогу. В более абстрактном смысле, когда мы идём по жизненному пути, мы не всегда знаем, что настоящая реальность от нас скрывается за дымкой наших мыслей, эмоций и впечатлений.

Осознанность пробуждает дремлющее сознание. Цель практики осознанности – переключить внимание с блуждания в мыслях и переживаниях, на происходящее в момент «сейчас». Как сказал один дзен мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой момент и суть практики, пробуждающей наше сознание.

Если присмотреться к тому, как общаются между собой большинство обывателей, то можно заметить, что зачастую они говорят каждый о своём, и не слышат друг друга. У каждого происходит постоянный процесс проецирования сказанного собеседником на себя, и следующий за этим проецированием поток мыслей о себе. И вот люди обмениваются этими потоками и думают, что они общаются. На самом же деле, они гораздо больше рассказывают о себе, чем узнают о собеседнике. Если спросить человека, что же тебе рассказал собеседник, как у него/у неё дела, то как правило ему/ей и ответить нечего, кроме общих фраз. И происходит такое из-за невнимания к собеседнику, т.е. к происходящему «сейчас». Собеседник воспринимается не как реальный субъект, со всеми своими обстоятельствами, а как дополнение к собственным мыслям и эмоциям, а собственно разговор с ним является способом выговориться. Это является причиной всех тех недопониманий, которые в последствие могут возникнуть из-за того, что кто-то сказал одно, а его поняли совсем по-другому.

Поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, особенно в связке с медитацией, осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы. Это действительно непросто, однако именно развитие осознанности – настоящий ключ эволюции, это нить, которая подтягивает за собой все параметры самореализованной личности. Самая сложная битва – это битва с самим собою. И чем больше мы прилагаем усилий, тем сложней она становится. Необходимо оставить все старания, сдаться и расслабить свой ум. Тогда осознанность будет литься спонтанно, как естественное бодрствование.

Обыватель пребывает в непрерывном напряжении ума, что препятствует ясному восприятию действительности. Начинающий практик, зачастую своими стараниями склонен еще больше усиливать эту напряженность, что приводит к стрессу и нервозности. Правильная практика происходит без усилий, когда ум расслаблен. Сознание льется само собою, вам просто не нужно ему мешать.

Осознанность – это состояние, в котором вы внимательны к тому, что происходит в настоящий момент. Если в происходящее «сейчас» вмешиваются мысли и эмоции о будущем или о прошлом, вы не осознаёте происходящее в настоящий момент.

Вот если вы посмотрите на что-либо, например, на свои руки, или заметите, как воздух наполняет ваши лёгкие и выходит из них, почувствуете своё тело, прислушаетесь к окружающим вас звукам, понюхаете воздух, поймёте, о чем сейчас думаете, какие эмоции испытываете – тогда вы осознаёте себя.

То же самое в общении с другим человеком. Вы осознаны, если ваше внимание сосредоточено на нём, на его словах и эмоциях, на том, что он вам говорит и как он говорит, если вы стремитесь выслушать и понять, а не высказаться. Я не хочу этим сказать, что вы должны выслушивать каждого, кто много говорит впустую. Чем более вы будете осознаны, тем меньше таких собеседников вы будете к себе притягивать.

То же самое относится к любому занятию, делу, которым вы заняты в настоящий момент. Вы осознанны, если ваше внимание целиком сосредоточено на ваших действиях.

Осознанность может отличаться по глубине. Наиболее глубокой осознанность будет, когда вы сможете одновременно видеть, слышать, нюхать и чувствовать, осознавать свои мысли или их отсутствие, осознавать испытываемые эмоции. Различные звуки, запахи, изображения и ощущения всё время воспринимаются вашим подсознанием, но большую часть времени вы не осознаёте эту информацию.

Высшим пилотажем можно считать способность делать одновременно два или более дел, причём ни одно из них при этом не страдает из-за недостатка внимания. Надо признать, что для современного человека это почти недостижимые высоты, учитывая множество привходящих факторов, влияющих на саму способность сознания работать продуктивно.

Спасибо, что дочитали! Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.