Найти тему
Максим Февралев

Из прошлого. Мобилизация и проводы казаков.

Я сидел спиной к шляху по которому пробегала проселочная дорога. а хозяин сидел лицом.Вдруг рука Михаила Ивановича замерла с куриной ногой в руках, глаза расширились, он вскочил. Я обвернулся по шляху скакал всадник, в руке у него было копье с красным флажком.

"Сполох по Дону...Мобилизация...Война"-глухо отрывисто падали слова.

В это время не все станицы были связаны телеграфом, а про хутора и говорить не чего.На телеграфе сидел разморенный жарой дежурный,вдруг стал отстукивать телеграф "Мобилизация первой очереди, в три дня на сборные пункты".Бегом побежал он в станичное правление."Мобилизация!-Вот телеграмма где атаман?".Появляется атаман "Заготовить пики с красными флажками, призывает конных рассыльных.Видиш что на конверте стоит?"."Так точно, три креста-скакать не останавливаясь"."Ну то-то".

В этот день и всю ночь по дорогам Области Войска Донского скакали всадники с красными флажками на пиках.Когда мы приехали в ближайший хутор, туда уже доскакал рассыльный и казаков уже начали готовить.Мы выразили хуторскому атаману желание присутствовать при проводах казаков на войну, на что получили его согласие.Но он предупредил, что они начнутся рано-в 4 утра.

В назначенный час мы были у атаманского дома.В окне светился огонек и сейчас же вышел атаман.Мы пошли на окраину хутора.Атаман подошел к одному из домов и крикнул:

-2

"Ну что же Петр,готов что ли?В доме произошло замешательство, ноу же через минуту прозвучал ответ:"Готов" и в дверях показался молодой казак в форме и с шашкой, тщательно старавшейся спрятать голубую ленточку за ворот.Все было понятно- это только сейчас отец и мать его благословили его иконкой на голубой ленточке.За ним вышли отец и мать."Проська, веди коня".Девочка лет 12 вывела на улицу.

-3

Около одного из следующих дворов повторилось тоже.Процессия медленно двигалась по улице,соблюдая строгий порядок:впереди, по средине улицы, идет атаман, почти рядом старики-отцы,за ними служивые и молодежь мужского пола.потом ведут коней.Женщины идут по бокам улицы-около дворов,не выходя на средину и не смешиваясь с мужчинами.

Начинаем приближаться к центру хутора, где живут более зажиточные казаки-старожилы.Около одного из дворов стоит стол,накрытый белой скатертью.На столе подносы с чайными стаканами и какая то закуска, а под столом видны четвертные бутылки с вином,вперед выходи хозяйка и, кланяясь в пояс,приговаривает: «Не побрезгуйте угощение.Служивым дорожку погладить,закусить,чем Бог послал».

-4

Приглашают и нас,видно все довольны,что и мы пришли проводить служивых.Ни душераздирающих криков,ни плача,ни гармошки не было.Вот сбоку идет молодая женщина,глянула и вдруг по щекам ее побежали слезы.Она быстро отвернулась и справилась со слезами.

«Садись» раздается команда.

Теперь я понимаю.Дома благословили отцы и матери своих сыновей,попрощались мужья с женами и детьми,дома поплакали.Выносить на люди свои переживания казаки не хотят.При этой мысли неожиданно из группы провожающих выбегает молодая казачка и перед одним из коней, на котором уже сиди казак, с размаху падает на колени и земно кланяется.Голова ее лежит между копытами и медленно поднимая голову и глядя на коня снизу вверх,глазами полными слез говорит: «Послужи, «Васенька», моему хозяину,как три года на службе служил,как дома служил,да принеси-ж мне его обратно».Конь стоит, не шелохнувшись -замер.

-5

Урядник переглянулся с казаками,снимает фуражку. «Простите,если кого обидел,помогите семьям!». «Поможем» — глухо гудит толпа.Мужщины тоже снимают фуражки, со стороны женщин доносится заглушенный плач.Слышны отдельные возгласы: «Прощевайте!» — «С Богом!»

Но видно, все хотят окончить слишком тяжелую минуты.Урядник подал команду, всадники построились по 3 в ряд.Еще последние взгляды, последние взмахи рук и всадники трогаются.Толпа молча стоит на околице, провожая взглядом уезжающих.Вот они уже отъехали пол версты и вдруг оттуда вырывается один казак и во весь опор скачет к нам,-ближе,ближе.Из женской толпы выбегает навстречу ему молодая казачка, у нее в руках двое совсем маленьких детей.Она бросилась на встречу скачущему коню,казалось он ее раздавит, но он встал как вкопанный.

Казак наклонился в седле и выхватывает из рук жены детей.Сажает малюток на колени, по очереди смотрит то на одного то на другого.Но как смотрит!Малютки не плачут,они,кажется удивлены.Проходит минута,казак порывисто снимает с колен детей и отдает их матери: «Береги детей!».Он круто поворачивает коня и вскачь несется догонять уходящих

источник: Родимый край 1962 В.Мыльников Бразилия