Приветствую всех на своем канале!
Когда-то имя Валентина Катаева было очень популярным. У меня дома хранится в библиотеке 10 томов собрания сочинений этого писателя, доставшиеся мне от родителей.
Времена меняются, меняются мода и вкусы. В том числе и на книги. Появляются новые произведения, новые авторы. Сейчас полки в книжных магазинах переполнены различными изданиями. Все ли они заслуживают нашего внимания? Это уже решать каждому лично.
Но хорошая литература должна оставаться, преодолевая все политические бури, идеологические разногласия, модные веяния и прочее, и прочее.
Начиная писать для этого канала, я хотела сделать несколько статей о забытых писателях и их книгах. До сегодняшнего дня была написана только одна статья - об Александре Беляеве, советском писателе-фантасте. И вот сегодня, наконец, я взялась за вторую статью на эту тему. И посвящаю ее Валентину Петровичу Катаеву.
Почему именно ему? В юности я прочитала его тетралогию "Волны Черного моря". И она навсегда осталась у меня в душе. Я помню те прекрасные ощущения, которые испытывала при чтении повести и романов, входящих в этот цикл. Понимая, что какие-то вещи сейчас воспринимаются совершенно иначе, я все же рискну и напишу об этих книгах и о самом писателе. Они этого заслуживают, на мой взгляд. Я специально поинтересовалась, читают ли сейчас эти книги. Читают. И они нравятся. Значит, есть смысл их читать, о них говорить и писать. Потому что отбросив в сторону идеологию, к которой нужно относиться просто как к историческому прошлому нашей страны, можно получить в свою литературную копилку еще несколько хороших книг. Почему бы и нет?
Родился Валентин Катаев в Одессе 16 (28) января 1897 года.
Отец, Петр Васильевич Катаев, был учителем, типичным представителем интеллигенции того времени. Образ отца, образованного, культурного, добросердечного человека, встречается во многих книгах писателя, благодаря чему можно довольно отчетливо себе представить ту атмосферу, в которой рос юный Валя.
Мама, Евгения Ивановна Бачей, была родом из небогатой дворянской семьи, корни которой сквозь толщу веков уходят к Запорожской Сечи. Во всяком случае, таково было семейное предание. Эта женщина обладала мягким нравом, была всесторонне образована, музыкально одарена. В семью Катаевых она внесла частичку украинской культуры.
Летом вся семья выезжала отдыхать в приднестровские степи. С ними, с Одессой и морем связано детство писателя.
Когда грянула Первая мировая война, Валентин Катаев, не окончив гимназию, ушел добровольцем на фронт. Но еще до этого события юный Валя открыл в себе поэта. Именно со стихов начинается писательская судьба Валентина Петровича. Его первым учителем стал знаменитый в свое время поэт и романист А.М. Фёдоров. Однажды Фёдоров прочитал Катаеву несколько стихотворений Бунина. Это произвело огромное впечатление на Валентина:
Передо мной вдруг открылась совсем простая тайна поэзии, которая до сих пор так упорно ускользала от меня, приводя в отчаяние.
После того, как Катаев узнал от Фёдорова о Бунине и соприкоснулся с творчеством этого поэта, он уже через несколько дней лично стоял перед Иваном Алексеевичем с тетрадкой своих стихов. Знакомство с Буниным продолжалось всего несколько лет - с 1914 по 1920 год. Идейно разойдясь впоследствии с Буниным, Катаев до конца жизни будет чтить в нем поэта, художника. Годы, проведенные в общении с прекрасным русским писателем, стали для Валентина Петровича настоящей школой искусства.
На войну Катаев попал в восемнадцатилетнем возрасте. Он писал:
Сначала доброволец, охотник, потом совсем молоденький офицер, подпоручик… я повторил в юности начало дедушкиной, да и прадедушкиной военной карьеры…
Катаев описывал на фронте военные действия и посылал свои записи в газеты и журналы Одессы и столицы.
Кстати, получить погоны подпоручика Катаев так и не успел. Он был демобилизован прапорщиком в 1917 году после пребывания в одесском госпитале.
Кроме двух ранений, контузии, отравления газами, двух Георгиевских крестов и ордена Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость", Катаев вынес с той войны страшные впечатления, огромный жизненный опыт и множество материала для дальнейшего творчества.
Вслед за Первой мировой войной грянула революция 1917 года, а после Гражданская война. Это было трудное время. Но многие люди искусства и науки поверили в новую советскую власть и приняли ее.
Молодые одесские писатели объединились в своего рода клуб под названием "Зеленая лампа". В него входили Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий и другие молодые литераторы, в том числе и Валентин Катаев.
В эти годы Катаев работает в ЮгРОСТА - агитационно-пропагандистской организации. Когда в 1921 году коллектив ЮгРОСТА переехал в Харьков из-за слияния с УкрРОСТА, Катаев с другими одесскими литераторами включились в литературную жизнь Харькова.
В эти годы Катаев пишет множество рассказов, вошедших в так называемый "югростовский цикл". Отмечают высокий драматизм, лиричность, искренность этих рассказов, остросюжетную романтику в сочетании с глубоким реализмом.
В 1922 году Катаев переезжает в Москву и начинает работать в журнале "Новый мир". Затем следует литературная деятельность в газете "Гудок", журналах "Красный перец" и "Крокодил", в "Рабочей газете". Это была хорошая школа сатиры, раскрывшая дарование Катаева-сатирика.
В 20-е годы Катаев пишет много фельетонов, рассказов и стихов "на злобу дня". Его творчество неразрывно связано с тогдашней политической и экономической ситуацией в стране, в своих сочинениях писатель сочетает острый реализм и комизм. Продолжает Валентина Петровича волновать и историческая тема.
Рассказ "Родион Жуков", написанный в 1925 году, это трагическая история матроса с броненосца "Потемкин". Спустя некоторое время из этого рассказа вырастет повесть "Белеет парус одинокий", а позже и вся тетралогия "Волны Черного моря".
В 1927 году, в период расцвета советского театра, по предложению Станиславского Катаев пишет пьесу-скетч "Растратчики", основанную на собственной повести с таким же названием. В отличие от успеха, которым пользовалась повесть, пьеса провалилась. Валентин Петрович продолжает писать для театра, не обращая внимание на неудачу. На этот раз написанный им и поставленный во МХАТе водевиль "Квадратура круга", ждали признание и популярность, а автор занял свое место среди ведущих драматургов молодой страны.
В ту эпоху писатели совершали длительные поездки на крупные заводы, фабрики, новостройки и в колхозы. Катаев и тут не стал исключением. Результатом одной из таких поездок на Магнитострой стал роман-хроника "Время, вперед!". В этом романе впервые проявился "симфонизм" катаевского стиля.
В середине 30-х была написана повесть "Белеет парус одинокий". В книге описываются события 1905 года. Главные герои, мальчики Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко, вовлечены во "взрослые" события. В советское время книга стала одной из главных в библиотечке подрастающего поколения. Она была включена в школьную программу по литературе и не раз экранизировалась.
В годы Великой Отечественной войны Катаев был сотрудником Совинформбюро, военным корреспондентом в газетах "правда " и "Красная звезда". Героями его публикаций становятся как простые солдаты, так и крупные военачальники.
После войны вышло в свет одно из самых известных произведений писателя - повесть "Сын полка", удостоенная Государственной премии. Эта книга до недавнего времени также входила в школьную программу. Чем она не угодила современным составителям этой программы лично мне не совсем понятно… но на данный момент, насколько мне известно, в обязательное чтение эта повесть не входит.
В послевоенные годы Катаев работает над продолжением повести "Белеет парус одинокий". Петя и Гаврик выросли. Теперь они взрослые люди, ввергнутые, как и миллионы советских людей, в страшную войну. Став членами одесского подполья, они борются против фашистских оккупантов.
Лирическое отступление: когда-то давно, как раз вскоре после того, как я прочитала тетралогию Катаева в двенадцатилетнем возрасте, я с родителями отдыхала под Одессой на Черном море. В один из дней мы поехали на экскурсию в одесские катакомбы. От этой поездки я была под очень сильным впечатлением! Прочитать роман "Катакомбы" и тут же оказаться на месте его действия - что может быть удивительней для впечатлительного подростка! Как я боялась отстать от группы и заблудиться там… Даже представить себе не могу, как там можно было существовать, жить и бороться с врагом. Воистину велик подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Катаев начал работать над романом "Катакомбы" еще в военные годы. Со временем замысел все усложнялся и в итоге вылился в целый исторический цикл, окончательно оформившийся как тетралогия "Волны Черного моря". Этот цикл объединил в себе четыре литературных произведения: повесть "Белеет парус одинокий" (1936), романы "Хуторок в степи" (1956 год), "Зимний ветер" (1960) и "Катакомбы" (1949). Роман "Катакомбы", завершающий весь цикл, был написан вторым по хронологии его создания и назывался поначалу "За власть Советов".
Отбросив политические нюансы, безусловно присутствующие в этом цикле, перед читателем предстает почти полувековая история дружбы двух замечательных людей, разворачивающаяся на фоне исторических событий первой половины ХХ века. Это путь взросления и становления человека, неотделимый от вечных ценностей - дружбы, первой любви, любви к своей Родине, самоотверженности, способности встать на защиту своих идеалов, семьи, друзей, близких и родной земли.
В последние годы жизни Валентин Катаев пишет романы "Святой колодец" (1965), "Трава забвения" (1967), "Алмазный мой венец" (1978). Главными героями в "Траве забвения" являются Бунин и Маяковский.
В 1978 году выходит книга "Алмазный мой венец", получившая противоречивые отзывы. В этом романе под псевдонимами действуют известные писатели 20-30 годов ХХ века. Ошибочно воспринимать это произведение как мемуарное. Это скорее роман-размышление, роман-исповедь, в котором действуют литературные герои - люди, художники, - и в котором автор все чаще оглядывается назад, в молодость, и все меньше вглядывается в "сегодня".
Этот роман я видела на днях в книжном магазине в одной из серий отечественной классики. И меня это очень обрадовало. Значит, еще издается Валентин Петрович, значит, еще не забыт совсем.
Сам писатель так говорил о своем, самом значимом из последних, романе:
"Алмазный мой венец" - это обычная проза, к героям которой надо относиться как к литературным героям"
Это лишний раз подчеркивает то, что не нужно искать в книге полного сходства героев с их реальными прототипами. Это всего лишь "обычная проза".
Все творчество Валентина Петровича Катаева очень обширно и включает в себя романы и повести, рассказы, очерки и сказки, пьесы, сценарии, стихи.
И на мой взгляд пренебрегать таким замечательным писателем и его литературным наследием просто грешно. Хватит уже всех этих политических распрей, кто прав, кто виноват… Это наша история. Нужно просто брать книгу и читать. Вот если она не понравится лично ВАМ, тогда другой разговор. Значит, это просто не ваша литература. А слушать кого-то: "это не актуально", "это устарело", "это не модно", - не нужно. Решайте сами, думайте сами, делайте свой выбор сами - что стОит читать, а что нет.
Я лично так и делаю. Готовя эту статью, я не удержалась и начала читать первые строки одного из рассказов Катаева под названием "Весенний звон", фрагментом из которого я и закончу ее:
Весна во всем. В палисаднике вскопали и засеяли травой газоны. Дворник Пантелей починил подгнившую за зиму скворечню и привязал ее на высоком шесте к тополю. Генеральша из первого этажа развесила у себя на террасе салопы [верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате.], от которых на всю «Отраду» пахнет нафталином и зеленым табаком. Тетя извлекла из-под диванов узкие вазончики с луковицами гиацинтов, посаженных после Рождества. Луковицы пустили сильные зеленые стрелки, и теперь они тянулись к свету, наливались солнцем, и уже на них стали отчетливо заметны пестренькие, голубые, розовые и белые соцветия. Вазоны с гиацинтами выставили на подоконники, и они внесли в дом что-то весеннее, пасхальное.
Вечера светлы и тихи. По утрам заморозки. Днем длинные волокнистые облака тянутся над городом и уходят куда-то за море. В просветах между ними ласково смотрит неяркое весеннее небо. Ненадолго выглянет солнце, скользнет по крышам, блеснет в лужах, отбросив от домов легкие пепельные тени, и скроется; потом опять выглянет.
В городе шумно и возбужденно-весело. Стучат экипажи. Хрипят и кашляют автомобили, зеркальной зыбью начисто блестят вымытые и протертые витрины магазинов. Кричат газетчики. А кое-где на углах уже продают по гривеннику маленькие букетики нежных парниковых фиалок. Пахнет духами и морским туманом. Весь день гуляет тяжелый, опьяняющий ветерок и ласково закрывает людям ресницы.
Впервые ранняя весна имеет для меня столько нежной прелести: я первый раз в жизни влюблен.
О любви я имею вполне определенные понятия, неизвестно откуда залетевшие в мою буйную голову. Любить можно исключительно весной. Это основное. Затем «она» должна быть изящна и загадочна. Объясняться в любви можно, если хватит храбрости, на словах, желательно в старом, запущенном саду. А если не хватит храбрости на словах, то письменно на розовой надушенной бумаге. Если любовь отвергнута, «она» сразу из загадочной и единственной в мире превращается в самую обыкновенную дуру. «И как, как это меня угораздило влюбиться!» Свидания назначаются обязательно вечером и обязательно где-нибудь «на углу». Соперников мысленно вызывать на дуэль и убивать беспощадно, как собак. Вот и все.
Так и пахнуло на меня юностью, весной и первой любовью… Вот и все)
Приглашаю Вас посетить мой канал, где Вы сможете найти много интересных статей и историй о книгах, писателях и не только. Все, что связано с книгами, может оказаться темой для очередной статьи - экранизация литературного произведения, картины или скульптуры, так или иначе связанные с книгами и их персонажами, историческая легенда, положенная в основу книги...
Вот некоторые мои статьи:
Короткая и яркая жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, талантливого писателя, воспевшего "век джаза".
Книжные гурманы, налетайте! "Элегантность ежика" - роман-деликатес. Книга-интеллектуальный восторг!
Альтер-эго автора "Унесенных ветром".
Льюис Кэрролл: гений или шизофреник? Кэрролл против Доджсона.
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк, пишите комментарии) Подписывайтесь на мой канал! Рада новым друзьям и единомышленникам, любителям хороших книг)
Ваша Джульетта.
#книжная полка джульетты #писателиджульетты #забытые писатели #советские писатели #валентин катаев