Как американцы, живущие в рабстве, переживали рождественские праздники? В то время как ранние отчеты белых южан после Гражданской войны часто рисовали идеализированную картину щедрости владельцев, встреченных благодарными рабочими, счастливо пирующими, поющими и танцующими, реальность была гораздо сложнее.
В 1830-х годах крупные рабовладельческие штаты Алабама, Луизиана и Арканзас первыми в Соединенных Штатах объявили Рождество государственным праздником. Именно в этих южных штатах и других странах в довоенный период (1812-1861) сложилось много рождественских традиций- дарить подарки, петь колядки, украшать дома—прочно вошло в американскую культуру. Многие порабощенные рабочие получали свой самый длинный перерыв в году-обычно несколько дней—и некоторым предоставлялась привилегия путешествовать, чтобы увидеть семью или выйти замуж. Многие получали подарки от своих хозяев и наслаждались особыми блюдами, которые оставались нетронутыми до конца года.
Но в то время как многие порабощенные люди принимали участие в некоторых из этих праздничных удовольствий, Рождество могло быть предательским. По словам Роберта Э. Мэя, профессора истории Университета Пердью и автора книги "Святки в Дикси: рабство, Рождество и Южная память", страхи владельцев перед восстанием во время сезона иногда приводили к упреждающим проявлениям суровой дисциплины. Купля-продажа рабочих не прекращалась и во время праздников. Так же как и их ежегодный найм из числа порабощенных рабочих, некоторые из которых будут отправлены прочь, подальше от своих семей, в день Нового года—широко известный как “день разбитого сердца".
Тем не менее, Рождество давало порабощенным людям ежегодную возможность бросить вызов порабощению, которое формировало их повседневную жизнь. Сопротивление проявлялось по-разному-от утверждения своей власти дарить подарки к выражению религиозной и культурной независимости до использования относительной свободы праздничных торжеств и свободного времени для планирования побегов.
- Рождественский Подарок!
Для рабовладельцев дарение означало власть. Рождество дало им возможность выразить свой патернализм и господство над людьми, которыми они владели, у которых почти повсеместно не было экономической власти или средств для покупки подарков. Владельцы часто давали своим порабощенным рабочим вещи, которые они удерживали в течение всего года, такие как обувь, одежда и деньги. По словам Техасского историка Элизабет Силверторн, один рабовладелец из этого штата дал каждой из своих семей по 25 долларов. Детям раздали мешки с конфетами и Пенни. "На Рождество мы раздали свои пожертвования слугам, они были очень довольны, и нас приветствовали со всех сторон улыбками, улыбками и низкими поклонами”, - писал один плантатор с юга. В своей книге "Битва за Рождество" историк Стивен Ниссенбаум рассказывает, как белый надсмотрщик считал, что дарить подарки рабам на Рождество-лучший способ контроля, чем физическое насилие: “Я убил двадцать восемь голов говядины для рождественского обеда народа”. “Я могу сделать с ними больше, чем если бы из шкур скота делали плети.
По словам историков Шоны Бигэм и Роберта Э. Мэя, порабощенные люди редко делали взаимные подарки своим владельцам: “мимолетные проявления экономического равенства противоречили бы предписанной [порабощенными рабочими] роли детской зависимости.” Даже когда они играли в общую праздничную игру со своими владельцами—где первый человек, который мог удивить другого, сказав “Рождественский подарок!”, получил подарок—они не должны были дарить подарки, когда они проиграли.
В некоторых случаях порабощенные люди действительно отвечали хозяевам подарками, когда проигрывали в игре. На одной плантации в низинах Южной Каролины некоторые порабощенные домашние рабочие давали своим владельцам яйца, завернутые в носовые платки. Однако в целом односторонний характер дарения между рабовладельцами и теми, кого они порабощали, усиливал динамику белой власти и патернализма.
Рождественские каникулы и свобода
Для порабощенных рабочих Рождество представляло собой перерыв между окончанием сезона сбора урожая и началом подготовки к следующему производственному году—краткий отрезок свободы в жизни, отмеченный тяжелым трудом и рабством. “На этот раз мы считали его своим, по милости наших хозяев; и поэтому мы использовали его или злоупотребляли им почти по своему усмотрению”, - писал знаменитый писатель, оратор и аболиционист Фредерик Дуглас, который избежал рабства в возрасте 20 лет. "Тем из нас, у кого были семьи на расстоянии, обычно разрешалось провести все шесть дней [между Рождеством и Новым годом] в их обществе.”
Некоторые использовали эти более спокойные праздничные дни, чтобы бежать за свободой. В 1848 году Эллен и Уильям Крафт, порабощенная супружеская пара из Мейкона, штат Джорджия, использовали пропуска своих владельцев во время Рождества, чтобы придумать сложный план побега на поезде и пароходе в Филадельфию. В канун Рождества 1854 года икона подземной железной дороги Харриет Табман она отправилась из Филадельфии на восточное побережье Мэриленда после того, как услышала, что ее три брата будут проданы их владельцем на следующий день после Рождества. Владелец дома разрешил им навестить свою семью на Рождество. Но вместо того, чтобы братья встретились со своими семьями за ужином, их сестра Харриет привела их к свободе в Филадельфии.