Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Почему вам понравилось бы жить среди древних франков?

В V – VІ вв. на обломках Западной Римской империи складываются самостоятельные государства германцев, которые, запутывая современных студентов, именуют себя франками. Пожалуй, самым известным главой франков-германцев, которых римляне именовали «дикими и кровожадными», был Хлодвиг, «король варваров». Именно ему приписывают создание «Правды» – это не законодательство в нашем понимании, а скорее, правила поведения свободных воинов (а воином был каждый мужчина) с указанием, что с тобой будет, если ты станешь вести себя так, что это задевает других.

Франки-германцы
Франки-германцы

Королевство франков, переживающее состояние перехода от родового строя к классовому государству, действительно «нам бы понравилось», как сказал один из студентов.

Придя на новые земли, франки (уж будем их так именовать) сохранили представление о том, что все мужчины равны – может, кто-то отличается силой, кто-то умом, кто-то внешностью, но все работают на земле, охотятся и рыбачат, а в случае войны их собирает местный предводитель – граф, который просто первый среди равных. У них есть рабы – но это не германцы, сами они считают рабство страшным позором и для человека, и для его рода. Свободного человека нельзя пытать, нельзя наказать физически – он ценить свою свободу и неприкосновенность и готов защищать своё достоинство оружием.

Есть у франков король, самый известный – Хлодвиг. Правил он на рубеже V – VІ веков, трон занял на шестнадцатом году своей жизни и владел франками целых 30 лет. Именно он начал укреплять власть, и одна из легенд говорила о том, как он это делал: после очередной победы Хлодвиг попросил у собрания воинов при дележе трофеев отдать ему церковную чашу, но один из воинов разрубил её секирой со словами: «Ты получишь только то, что полагается по жребию!» Спустя год на очередном воинском смотре Хлодвиг придрался к его оружию и разрубил ему голову, сказав: «Вот так ты поступил с чашей!»

Хлодвиг и Суассонская чаша
Хлодвиг и Суассонская чаша

Время было простое, Хлодвиг в сражениях или обманом избавился от всех, кто мог бы претендовать на высшую власть, одному из конкурентов было 12 лет, но он был конкурент, поэтому обречён.

Оставшись единовластным королём, Хлодвиг сделал невероятный для раннего Средневековья шаг: он запретил кровную месть! Нет, он не был идеалистом, который издаёт указ и верит, что все кинутся его выполнять (как это делают наши депутаты) – он знал, с чего начать.

Исторически кровная месть была актом возмездия, но такое возмездие могло привести к возникновению между вступившими во вражду родовыми группами целой серии актов мщения, т.е. к открытой войне между этими группами, а племя не было заинтересовано в потере своих боеспособных членов.

Хлодвиг объявил, что убийца-мститель обязан выплатить за убитого им в порыве мести свободного франка 200 солидов (римские монеты свободно ходили у франков). На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков. Такая выплата называлась вергельд – на Руси чуть позже существовало похожее слово вира– штраф за преступление.

Угроза тяжкого финансового бремени для преступника и всего его рода, пожалуй, служила более эффективным сдерживающим средством, чем угроза смертной казни или телесного увечья. Огромный штраф за убийство был крайне тяжёл для крестьянина, живущего натуральным хозяйством, но даже если виновник обращался к родственникам (нужно было сделать знаменитый символический жест, когда убийца, не имеющий возможности заплатить вергельд, брал горсть земли и бросал через плечо своему родичу, тем самым отказываясь от своего поля в обмен на помощь в выплате вергельда), но и родичи не всегда могли помочь с оплатой – только в этом случае виновного ждала казнь, которую вершил сам род, чтобы не разориться.

Теперь кровная месть не гордый поединок, а разорение рода
Теперь кровная месть не гордый поединок, а разорение рода

Таким образом, кровная месть делалась финансово нецелесообразной. Главной целью вергельда было не отмщение преступнику и не его устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, а также недопущение дальнейшего разрастания вражды и кровопролития.

Самое замечательное, что закон франков знает всего лишь два случая смертной казни как наказания: свободный франк, совершивший поджог и не явившийся в суд, то есть не оправдавшийся, подлежал смерти. Пожалуй, это понятно: в деревне пожар мог разорить абсолютно всех, поэтому поджигатель обречён.

И самое удивительное: к смерти мог быть приговорен граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга или совершивший лихоимство (какое-то нарушение принятых законов или древних традиций) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег.

Древнее германское общество (как и древнее славянское) существует на основе правил поведения, основанных на здравом смысле, но королевская власть стремилась постепенно изменять законы в свою пользу.

Но это был тот краткий (с точки зрения истории) момент в жизни общества, когда свободный человек жил по законам здравого смысла и мог защитить свою жизнь, свою семью и своё представление о правде.