История нашей героини могла бы войти в цикл «Русские в Испании».
А могла бы быть рассказана как рождественская история, тем более что главный персонаж имел непосредственное отношение к традициям празднования Рождества в Испании. Жизнь этой женщины действительно напоминает сюжеты сказок (а иногда и страшноватые истории, это как посмотреть).
Итак, жила – была девочка. Она родилась в 1838 году в холодной России, в очень знатной аристократической семье. Но это вовсе не сулило ей счастья, потому что, по большому счету малышка никому не была нужна и никого своим появлением на свет не обрадовала. Ее родители, блестящий кавалергард-повеса Сергей Васильевич Трубецкой и красавица - фрейлина Екатерина Петровна Мусина-Пушкина поженились незадолго до рождения девочки и расстались почти сразу после ее крещения. Девочку назвали Софией. Было известно, что к браку проказника-кавалергарда принудил сам император Николай I, что немедленно породило слухи о подлинном происхождении малышки. Однако, как говорится, свечу никто не держал, а строптивый Трубецкой никогда от дочери не отказывался. В ссылку на Кавказ он попал за другие романтические дела: как-то похитил и обесчестил замужнюю даму. В те времена это было тяжким преступлением, хотя, как говорили, дама ничего против не имела и была в полном восторге.
Маменька девочкой вообще не интересовалась, отправившись в Париж. Как жила малышка София первые годы своей жизни, кто о ней заботился и кто ее воспитывал, неизвестно. Расхожая легенда рассказывает, что жила она во французском пансионе, где ее увидела двоюродная сестра императора Наполеона III, и, пораженная очарованием и умом девочки, захотела непременно ее удочерить. Обратились к российскому императору, и он оставил все на усмотрение Софии. А она выбрала Россию. Ее определили в 1852 году в Екатерининский пансион, где она и заканчивала свое образование.
Довольно странно удочерять ребенка при живых родителях, не правда ли? И уж совсем странно по тем временам спрашивать девочку. И выбор ее кажется непонятным: если она всю свою коротенькую жизнь (в 1852 году ей было всего 14 лет) провела во Франции и с Россией ее практически ничего не связывало, почему она решила отправиться в эту далекую и чужую ей страну?
Более вероятно, что росла она все же в России, воспитывалась отцом и его родственниками, готовившими ее к поступлению в институт. Появление Софии в Екатерининском институте совпадает по времени с арестом и ссылкой озорника Сергея Трубецкого. Кстати, совершенно точно известно, что София писала отцу вплоть до его смерти в 1859 году, рассказывала подробно о своей жизни, и он бережно хранил ее письма (они дошли до наших дней).
В Екатерининском институте, как и в Смольном, воспитывались дворянские дочери, в основном из тех семей, которые не могли позволить себе хорошее домашнее обучение. Образование здесь давалось по тем временам лучшее (и единственно возможное в России). София воспитывалась на казенный счет. Кроме хорошей фамилии, ума, знаний и навыков, полученных в институте, и красоты, у нее не было ничего. Она была бесприданницей – очень большой недостаток для девушки в XIX веке - и не могла рассчитывать на удачный брак.
Но тут как раз и начинается сказка. На балу в честь коронации Александра II 18-летнюю дебютантку увидел французский посол и совершенно потерял голову. Он немедленно сделал предложение красавице, осыпал ее подарками, а на ее честное предупреждение об отсутствии у нее хоть какого-то приданного, заказал подвенечное платье и бриллиантовое колье. Могла ли София отказать?
Свадьба состоялась в день католического Рождества - 25 декабря 1856. Счастливый супруг увез красавицу новобрачную в Париж.
Сказка, как известно, ложь. Прекрасный принц (в данном случае – герцог де Морни) был очень богат, приходился единоутробным братом императору Наполеону III. Но он был старше Софии на 27 лет, известен своими амурными похождениями, открыто содержал актрису, от которой имел дочь, чуть старше жены. Пока он был увлечен своей новой игрушкой – супругой, все шло неплохо. Какое-то время. Герцог ни в чем Софии не отказывал, у нее был блестящий салон, она считалась первой красавицей Парижа, славилась своим утонченным вкусом. В браке родилось четверо детей. По обычаям аристократии того времени, мать видела их лишь за завтраком. Вскоре герцог охладел к жене и вернулся к своим развлечениям. В 1865 году он скоропостижно умер. Разбирая его бумаги, София прочла его письма и дневники. То, что она узнала о своем покойном муже, вызвало ее гнев и отвращение, зато исцелило от сожалений и скорби. Она решила жить по-своему и не носить по мужу траур. Париж был шокирован, но ее это не интересовало. Она много путешествовала, не пропускала ни одного званого вечера и ни одной сигары. В это время она прославилась своей экстравагантностью.
Но она была молода, она была очаровательна, и вскоре в ее жизни появился новый «прекрасный принц». Его вполне можно назвать «El principe azul», так как он был испанским аристократом и находился в близком родстве с испанским королевским домом. Его звали Хосе Исидро Осорио и Сильва – Базан, герцог Альбукерке. Он был хорош собой, образован, весьма состоятелен и сильно увлечен прекрасной русской герцогиней. В марте 1869 года София вновь вышла замуж и переехала в Мадрид. Несмотря на свой большой успех у женщин (говорят, даже императрица Евгения была в юности от него без ума и мечтала о браке с ним, а не с императором), Хосе оказался хорошим мужем и очень приличным отчимом. Кроме того, он был неплохим алькальдом (мэром) Мадрида. Пользуясь своим служебным положением, герцог Альбукерке разрешил своей дорогой жене в канун рождества 1870 года поставить наряженную елку перед их дворцом в Мадриде, как было принято в родном для Софии Петербурге. Это была первая Рождественская и Новогодняя ель в Испании. Герцогиня София наряжала елку каждый год и проводила около нее благотворительные базары и праздники с подарками для детей из бедных мадридских семей. Ей удалось сделать эту традицию модной, и она даже получила за нее Орден королевы Марии Луизы.
Во время изгнания испанских Бурбонов София с мужем всячески способствовали возвращению династии ни трон. При Альфонсо XII герцог Альбукерке играл значимую роль при дворе, но после смерти короля попал в немилость. Супруги стали вести тихую (насколько это было возможно при их положении и при их характерах) семейную жизнь, до самой смерти Софии в 1898 году. Ее муж пережил ее на 11 лет.
Елки герцогини Софии прижились, и сейчас совершенно невозможно представить себе Рождество и Новый год в Испании без лесной красавицы, хотя сейчас она чаще всего синтетическая и даже не зеленая.