Сегодня на повестке дня у нас три основных вопроса: зачем птица летит на юг? Как она знает куда лететь? И если на юге так хорошо, зачем возвращаться?
Ответ на первый вопрос очевиден: зимой нечего есть. Конечно, голубь может и с помойки пожрать, а разрывающие мусорные мешки у меня под окном вороны – уже давно дело обыденное. Но так и они и не улетают никуда. А если птиц, например, питается жуками и червяками, то зимой их можно и не пытаться искать – они очень качественно погребены под слоем льда и снега.
Полет в южные страны для птиц – пример инстинктивного поведения. Даже запертые в неволе перелетные птицы при уменьшении светового дня начинают заметно беспокоиться и осуществлять попытки к бегству, ведь птичий годовой ритм уже кричит о миграции (ритмы мы обсуждали вот здесь)
Но как понять, куда лететь?
У птиц есть для этого несколько инструментов. Во-первых, довольно топорный в плане навигации способ – магниторецепция. Это восприятие магнитных полей Земли. У метода есть недостаток – магниторецепция позволяет ориентироваться только в двух направлениях: «к экватору» и «к полюсу». Так как «к полюсу» подразумевает и южный и северный полюса, а путать их птице нельзя, требуются дополнительные ориентиры.
Птицам недоступны современные методы навигации, поэтому они пользуются старым, проверенным дедушкиным способом, как делали люди до изобретения компаса – сверяясь по звездам. Солнце тоже звезда, поэтому считается. По положению Солнца на небе можно определить стороны света (птица вполне способна этому научиться, имея в помощниках свои «внутренние часы»), а ночью можно контролировать свой путь по звездам. Но птицы не летят сутками. Одни мигрируют днем (скворцы, например), другие ночью (различные воробьиные).
Многочисленные эксперименты по изучению ориентирования птиц были проведены орнитологом Г.Крамером и его последователями еще в 1940-х, но они слишком громоздкие, чтобы их сюда вписывать.
А что делать, если дождь идет, и Солнца нет? Осень же!
Прямой солнечный свет, может, и отсутствует, зато есть поляризованный свет – возникающий при отражении солнечного света от различных поверхностей.
Таким образом, птица использует магнитное поле Земли, и, ориентируясь по Солнцу или звездам, прокладывает себе путь в далекие южные страны, чтобы пережить там зиму и вернуться весной в родные края.
Кстати, а куда птица улетает?
Расскажу вам довольно интересный факт: многие птицы, что живут тут в средней полосе – не отсюда, а например, из Азии или Африки. Их предки прилетели к нам и решили остаться. Как овсянки, например, которые жили в азиатских тропиках. Так вот, интересно, что птицы улетают в отпуск на юга обычно в те места, откуда родом их предки. Не, конкретно прям в те же самые, конечно, но если вид переселился из Африки, его представители, скорее всего, полетят на зиму именно в Африку, а не куда-нибудь на Карибы. Идея, думаю, ясна.
Почему бы птицам не остаться на юге навсегда?
Они сталкиваются с теми же проблемами, что и все мигранты: (а) им там не очень рады и (б) бывает сложно адаптироваться. Не то, чтобы птицам не предоставляли работу или они не понимали иностранный птичий язык, нет. Просто может быть большая конкуренция за еду с местными видами, а все места для гнездовий уже позанимали, или условия слишком жаркие, или тамошние хищники так и мечтают полакомиться свежими птичьими яйцами. Вариантов много.
Поэтому с наступлением весны какой-нибудь условный грач включает свой внутренний навигатор и улетает из условной Турции в свой родной и уютный условный Ростов, где находит подругу, заводит птенцов, а осенью… Осенью снова его зовет тяга к приключениям.
Хорошо птице – для нее нет ни локдаунов, ни виз. Лети, куда хочешь. Красота!
Понравился пост? Подпишись!
И в инстаграм ко мне заходи, там тоже интересно