Не любили простые люди на Руси дни числами считать. Умели, а не любили – уж больно безликими выходили даты. А потому каждому дню давали они своё имя – в честь того святого, которого церковь почитает. Вчера был день мученика Мины, завтра – память святого Спиридона Тримифунтского. А нынче, 24 декабря – Никонов день.
Потому как по церковному календарю вспоминают преподобного Никона Печерского. Ещё чтят сегодня двух столпников – Даниила и Луку, но эти святые далеко от наших земель жили, про них запоминать людям сложнее было. А Никон – он свой. Как и многие славяне в пору ига попал он в плен к половцам, но не роптал на свою участь, а лишь молился и благодарил за всё Бога. От постоянного голода, тяжелой работы и мучений совсем худым он стал, его даже звали так – Никон Сухой.
Однако Господь смилостивился над подвижником и чудесным образом перенёс его в Киево-Печерскую Лавру, где подвизался потом до самой смерти. А половец, что хозяином над Никоном был, со временем тоже христианином стал и даже в ученики к преподобному попросился.
За смирение и непрестанную молитву, которой жил святой, в народе про него ласковую поговорку сложили: «Никон стоит у икон». Просили в этот день о терпении, кротости и успокоении души да обязательно на весь день зажигали лампадку.
С одной стороны, так люди святому почесть воздавали. А с другой – малый обряд проводили. Совсем недавно была самая длинная ночь в году, языческий Карачун прошёл. Темнота и морозы на улице пугали людей, навевали мысли о том, что в это время злые духи сильнее становятся. И пока день не начнёт прибывать, будет их власть на земле. В снежных вихрях чудились людям злые ведьмы, летающие на мётлах, в завываниях ветра в печной трубе – попытки нечистой силы пробраться к людям, погреться у огня и напакостить заодно. Свет от лампады должен был помочь солнышку набраться силы поскорее и прогнать лихих духов.
А чтоб через порог в дом не пробралась нечисть, клали в этот день под дверь топор острием на улицу. Верили – кованое железо сохранит от зла.
Но раз сильны в этот период духи нечистые, раз сгинул уже суровый Карачун, а светлый Коляда ещё не родился, значит, зыбка грань между мирами. Можно судьбу свою попытаться разглядеть. Или самому какой обряд провести – чтоб краше стать или девицу, вниманием обделяющую, приворожить. Да только не многие решались на такое. Понимали люди – за всё платить придётся. Красоту наколдуешь – здоровья лишиться можешь, а против воли полюбить себя кого-то заставишь – и себе, и тому несчастному жизнь навеки сломаешь. Не добром такие вещи делаются, потому и платы своей требуют – не на этом свете, так на том.
Лучше за погодой по приметам наблюдать. Вон, если вечером вороны мечутся с места на место и никак место для ночевки себе не отыщут, жди в эту же ночь снежную бурю. В одно дупло сразу несколько белок прячется – лютые морозы идут. Стужу сулят и отсветы в виде столбов рядом с солнцем или если лучи солнечные вверх стремятся. Если же они вниз направлены – будет метель.
А ещё интересней было погоду определять по горшкам с едой, в печь поставленным. Разумная хозяйка всегда примечала, если горшки быстро через край перекипать начинают – облачно будет на улице.
Отчего так – неведомо. А вот посмотреть, правда или нет, можно.