Мечта совершить путешествие по Псковской области была у меня давно. Несколько лет назад я побывала в Пскове впервые. Дело было зимой, и, хотя все было покрыто снегом, уже тогда я поняла, что летом здесь должно быть очень красиво. С тех пор во мне жила мечта проехать по местным окрестностям, посетить малые города и деревни, проникнуться здешней природой. Природа Псковской области похожа на нашу, ярославскую, с той лишь разницей, что в Псковской области много озер и возвышенностей, и это делает ее чрезвычайно живописной. Путешествие я строила так, чтобы оно непременно проходило через Пушкинские горы, побывать в которых мне не доводилось. Кроме того, мне непременно хотелось проехать через Изборск, где я была в прошлое посещение Пскова и где мне очень понравилось. Начать путешествие я решила в Порхове, а закончить – в Пскове.
День первый. Итак, рано утром 1 августа я высадилась из поезда Москва – Псков на платформе Порхов и, собрав велосипед, отправилась изучать город. Главной достопримечательностью Порхова является крепость, построенная в 14 в. Внутри крепости находятся Никольский собор 17 века, местный краеведческий музей, а также разбит сад, чудесные цветники, благодаря которым внутреннее убранство крепости очень приятно и радует глаз.
Крепость является главной достопримечательностью этого небольшого городка. Иных исторических зданий в Порхове не сохранилось, поскольку в войну он был практически весь разрушен. Краеведческий музей Порхова находится в крепости. Он крохотный и расположен в деревянной избе.
Экспозиция его занимает одну комнату и сени. Из всего представленного в музее больше всего мне понравилась печь, которая вообще-то не является экспонатом музея.
Что касается остальных предметов, они были собраны местными энтузиастами и отражают историю развития этого древнего города. Все же отрадно, что жители Порхова не забывают историю родного края.
Еще одной интересной достопримечательностью города являются старинные валы, сохранившиеся на месте еще более древней крепости – 13 века, основанной Александром Ярославичем Невским. Проехать к ним можно, следуя по указателю. Эти укрепления просуществовали столетие, после чего на другом месте была построена новая, уже каменная и более мощная крепость.
После осмотра старинных валов я покинула город, предварительно закупив в магазине продукты в дорогу. В этот день мне предстояло как можно ближе подъехать к Пушкиногорью. Изначально мой маршрут проходил по трассе на Великие Луки.
Недалеко от дороги из Порхова в Великие Луки расположилось Волышово, имение графов Строгановых, куда я непременно хотела заехать. На данный момент усадьба находится в руинированном состоянии. Однако то, что имеется, дает возможность представить былую роскошь, с которой было устроено имение. Там были конюшни, манеж, псарня, конные заводы – владелец усадьбы граф С.А. Строганов был заядлым охотником. Кстати, конные заводы и псарня функционируют до сих пор. Остальные постройки усадьбы: главный дом, манеж, флигели, церковь и иные, увы, заброшены.
Пока я осматривала полуразрушенные здания, ко мне подошел местный житель – молодой парень, которого привлек мой нагруженный велосипед. Он и поведал мне печальную историю усадьбы. После революции она отошла государству: в главном здании разместили школу и столовую, хозяйственные постройки отдали под жилье, церковь – под клуб. Из всех построек функционировала по прямому назначению лишь конюшня. Так усадьба дожила до конца 20 века. Пока в главном здании размещалась школа, был стимул поддерживать его в надлежащем состоянии. Однако в 80-90 гг. усадьба была объявлена памятником архитектуры. В связи с этим из ее зданий были выведены все жильцы и организации, после чего строения начали стремительно разрушаться. При этом реставрировать ее никто не собирался. На памятник архитектуры, охраняемый государством, у государства денег не оказалось. В 2018 г. в главном здании был пожар. От фресок на стенах не осталось и следа, однако жива еще прекрасная мраморная лестница, по которой можно подняться, хотя это и небезопасно. Дольше всего использовались конюшни, но несколько лет назад их признали аварийными, все лошади были выведены, и комплекс совершенно опустел. Парень рассказал, что в прошлом году из Питера приезжали ребята – архитекторы, которые пытались отреставрировать колодец, видимо, практически на добровольных началах. Но им почему-то надавали по шапке, и работы прекратились.
Осмотрев постройки усадьбы и поблагодарив рассказчика, я продолжила свое путешествие. Вскоре я свернула с асфальтированной дороги на грунтовую. И практически сразу буквально перед моим носом на дорогу выскочила то ли лань, то ли олень - я не очень различаю этих животных. Увидев человека, зверь, видимо, сильно испугался, взбрыкнул, в один прыжок пересек дорогу и исчез в чаще леса на противоположной стороне. Все это произошло так быстро, что я только ойкнуть успела и про себя решила, что места тут заповедные, раз такие звери водятся. У нас в Ярославской области я подобного зверя только один раз видела, но это было в охотохозяйстве, мимо которого мы проезжали. В дальнейшем во время путешествия по Псковской области мне предстояло еще раз встретить лань, увидеть зайца, пытавшегося выскочить на дорогу, но при виде меня резко передумавшего, и множество аистов, речь о которых впереди.
Солнце начало клониться к закату, и я стала подумывать о ночлеге. Я немного помучилась с поисками, но все же нашла хорошее место на горочке недалеко от населенного пункта Городище. Место было спокойное и удачно расположенное. Кроме того, кто-то очень добрый примял и выкосил траву на холмике. Велокомпьютер показывал мне, что я проехала 100 км. А это означало, что до Пушкиногорья оставалось всего 20 км. С этой радостной мыслью я и уснула.
День второй. Ночь была очень холодная, и я куталась у себя в палатке, во что только могла. Однако настало утро, вышло солнце и начало припекать, да так хорошо, что я постепенно начала снимать с себя теплые вещи. Небо было голубое, солнце светило ярко, было тепло, а день обещал быть жарким. В этот день я задержалась с выездом на маршрут дольше обычного: солнце светило так ярко, кругом было так чудно и тихо, что не хотелось никуда двигаться. Когда я наконец собралась и выехала на маршрут, было часов 9-10 утра. Я была уверена, что мне осталось до Пушкиногорья 20 км и что я приеду туда к открытию музеев, но каково же было мое удивление, когда я проехала и 20, и 30, и 40 км, а до Пушкиногорья еще не доехала. Оказалось, что от места моей ночевки до заповедника было более 50 км. Как я так могла просчитаться – этот вопрос я задавала себе не только весь этот, но и в последующие дни, а дома по возвращении из путешествия я даже села и пересчитала дорогу до музея, чтобы понять, в чем была моя ошибка. Сейчас я думаю, что велокомпьютер, который в это лето работал на издыхающей батарейке и периодически чудил, показал в конце дня неверный километраж, в результате я решила, что проехала больше, чем это было на самом деле.
В итоге я подъехала к Тригорскому к часу дня, уставшая, потому что дорога шла спусками-подъемами, было жарко, и расстроенная, потому что просчиталась со временем. Кажется, в таких случаях говорят «что-то пошло не так». Однако сейчас, по прошествии полугода после посещения заповедника, я думаю: не так уж и страшно, что не все успела посмотреть. В такие места, как Пушкиногорье, надо возвращаться.
Все постройки музея-заповедника являются восстановленными. В первый раз усадьбы в Тригорском, Михайловском и Петровском сгорели в 1918 г. Второй раз восстановленные здания погибли в годы Второй мировой войны. В 1944 году, когда немецкие войска покинули Пушкинские горы, в разоренные места начали возвращаться люди. Территория оказалась настолько плотно заминирована, что на полное разминирование потребовалось пять лет. Был заминирован и Святогорский монастырь, в котором находится усыпальница Ганнибалов-Пушкиных, где похоронен А. Пушкин.
После войны директором музея был назначен Семен Степанович Гейченко. На его долю выпало самое трудное – восстановить из руин здания трех музеев, фонды, подготовить территорию для приема посетителей. Это были тяжелые годы. В первое время С.С. Гейченко и его жене приходилось жить в землянке. (Добавлю кстати, что я приехала в Пушкинские горы 2 августа. 2 августа 1993 г. - день смерти С.С. Гейченко. С тех пор ежегодно в этот день отмечается сотрудниками музея.) Постепенно были отстроены усадебные дома, для восстановления их облика использовались сохранившиеся фотографии, рисунки, исторические заметки, воспоминания современников. Постепенно начали восстанавливать фонды музея, а также усадебные парки, которые тоже пострадали от военных действий. Пострадавшие деревья лечили, вновь посадили яблоневые сады (когда-то Михайловское славилось своим яблоневым садом), в Тригорском со временем устроили пасеку, как и когда-то у хозяйки имения П.А. Осиповой-Вульф. Жизнь постепенно стала возвращаться в привычное русло.
Мне удалось посетить музеи в Тригорском и Михайловском. Я посмотрела на Онегинскую скамью, увидела знаменитую баньку в Тригорском, про которую писали и Пушкин, я Языков, и Вульфы, посмотрела на солнечные часы - чудо паркового искусства того времени.
Я побывала на знаменитой Савкиной горке, любовалась окрестностями реки Сороти, открывающимися видами на озера Маленец и Кучане.
Наконец, я проехала на велосипеде по парку, где некогда Пушкин проезжал верхом, и посетила Михайловское. И если я о чем-то и жалею, так это о том, что у меня было слишком мало времени, чтобы хорошенько все рассмотреть, налюбоваться и запомнить.
В Петровское я так и не попала: наступил вечер, и музеи закрылись до следующего дня, а мне настала пора продолжать путешествие.
Я отправилась в Пушкинские горы, где успела посетить Святогорский монастырь, в Успенском соборе которого в этот момент шла вечерняя служба. Святогорский монастырь расположен на Святой (до этого называлась Синичьей) горе. Название свое гора получила, после того как, по преданию, пастушку Тимофею на этом месте явилась чудотворная икона Одигитрия. Первоначально на месте явления иконы была установлена часовня, после того как она сгорела, на ее месте воздвигли церковь – Успенский собор. Чудотворная икона Одигитрия, явившаяся пастушку, до сих пор находится в Успенском соборе, но я ее не видела: когда я вошла в монастырь, в Успенском соборе шла вечерняя служба, и я не стала входить в церковь. Последнее, что я видела в монастыре, - утопающая в цветах могила А. Пушкина.
После посещения монастыря пришло время искать место ночлега. Я выехала из поселка и, забурившись на какой-то холм недалеко от дороги, разбила лагерь. День был тяжелый, впечатлений было много самых разных. Приготовив ужин, я поела и быстро отправилась спать, так как очень устала.
Подведу итоги посещения Пушкинских гор. В идеале лучше всего посетить Пушкинские горы на машине: быстрее покроются расстояния между музеями, больше можно успеть посмотреть за ограниченное количество времени. На автомобилистов в заповеднике рассчитано все, прежде всего указатели к объектам. Например, я умудрилась потеряться в Тригорском, не зная, как подъехать к усадьбе, потому что просто не доехала до указателя. Парковки расположены на приличном расстоянии от самих музеев, и на переходы тратится драгоценное время посещения, но для путешествующих на автотранспорте это не беда - есть возможность прогуляться. По усадебным паркам запрещено ездить на велосипеде. Правда, в Михайловском позволяется ездить по дальней части парка, не примыкающей к музейным объектам. В идеале лучше остаться пожить в Пушкинских горах, чтобы было время погулять, полюбоваться, спокойно и не спеша посетить музейные объекты, которые разбросаны по территории заповедника. Это позволит проникнуться очарованием здешних мест. А мне остается только надеяться на следующую встречу с заповедником.
День третий. Вторая ночь в палатке получилась такая же холодная, как и первая. Сквозь сон я слышала гул машин, так как расположилась неподалеку от шоссе. Утром я полюбовалась видом на озеро Каменец, обзор на которое открывался с моего холма, и продолжила маршрут. Когда я готовилась к путешествию и разрабатывала маршрут, у меня было два варианта, как я могу продолжить движение после Пушкинских гор. Первый маршрут проходил мимо озера Велье, где бывал Пушкин, далее я должна была направиться к местечку с чудным названием Пыталово, после проезда которого повернуть на Изборск. Второй вариант маршрута проходил через городок Остров, посетить который мне хотелось давно. Оба варианта были по-своему привлекательны. Первый маршрут был длиннее и предполагал длинный переезд от Пушкиногорья в Изборск. Второй был немного короче. Учитывая усталость, которую я испытывала в предыдущий день, я уже в последний момент выбрала движение в сторону Острова, решив, что для более длинного маршрута я в этом году не поготова физически. Но оказалось (это выяснилось в Изборске и Пскове), что я могла бы пройти первый маршрут. Как жаль, что нельзя проехать две дороги одновременно.
Вначале я поехала по шоссе, но очень скоро свернула с дороги и стала петлять по грунтовым дорожкам, которые проводили меня по псковским деревенькам. Псковские деревеньки не отличаются особым богатством. Только на подъезде к Пушкиногорью и потом к Пскову я видела богатые, дорогие дома и вылизанные участки, как это принято сейчас у москвичей. В основном домишки у псковичей простые, старые, многие довольно ветхие. Есть и заброшенные дома, но их можно найти повсюду, в любой области. У нас в Ярославской области их тоже достаточно.
Еще хотела бы сказать про дороги. Я слышала, что в Псковской области «убитые» дороги. Хотелось бы это опровергнуть. В области заасфальтированы только основные дороги – трассы федерального значения, причем асфальт там хороший. Остальные, местные дороги являются грунтовыми, но хорошего качества. Они ухожены, обочины выкошены, все населенные пункты имеют указатели перед въездом и после. На дорогах есть автобусные остановки, которые также имеют ухоженный вид: не покорежены, покрашены и пр. Во многих деревнях мне встречались пасущиеся стада, везде я видела окошенные поля, собранную в стога траву. При подъезде к Пскову я видела тепличное хозяйство, а также молодой яблоневый сад. На меня это произвело чрезвычайное впечатление. В целом область производит впечатление хоть и небогатое, но ухоженное и поэтому приятное. Мне есть с чем сравнивать, ведь сама я регулярно бываю в Ярославской области и сравнение я постоянно делала не в пользу последней.
Третий день моего пути проходил преимущественно по грунтовым дорогам, и когда сейчас я вспоминаю Псковскую область, то перед глазами встают желтые грунтовые дороги, поля и аисты на них. Псковскую область смело можно назвать аистиным краем.
Этих птиц я встречала повсюду: на всех старых водонапорных башнях, при их отсутствии на столбах, на полях, даже на обочинах дорог. Раньше я никогда не встречала этих птиц, и у меня не было возможности разглядеть их так близко. Во время путешествия я и насмотрелась на них, и пофотографировала их вдоволь.
К обеду я доехала до Острова. Это небольшой городок в Псковской области, разделенный на две части главной рекой Псковской области Великой. В Острове река раздваивается на два рукава, образуя в центре остров, по которому и получил название городок. Некогда на острове находилась укрепленная крепость, а сам город до 18 века входил в полосу укреплений Псковской области. Однако со временем, как и другие крепости, крепость в Острове потеряла свое значение. Говорят, что ее фундаменты можно отыскать на острове и сейчас.
В центре острова находится старинный, 15 века постройки Никольский собор.
Вообще в городе есть что посмотреть: монастырь, храмы, краеведческий музей. Я довольно долго крутилась по городу в поисках, где бы пообедать. Никаких путных заведений я не обнаружила, пришлось идти в шашлычную. Там я взяла порцию картофеля с куриными крылышками, и было мне счастье. Пообедав и закупив провизию на ночлег, я отправилась дальше. Путь мой лежал в Изборск, и до вечера мне нужно было продвинуться к нему как можно ближе.
Вечером я стала искать место ночлега. К сожалению, все места были заболочены и неудобны для стоянки. Не без труда я нашла более-менее приличное место, где и разбила палатку.
До этого дня погода меня радовала: было тепло и солнечно, чего я и ожидать не могла, учитывая дождливый, сырой июль. Готовясь к путешествию, я взяла куртку, два дождевика и была морально готова к непогоде. И действительно, в первый день небо закрывали плотные серые тучи, было довольно прохладно. Однако уже на следующий день выглянуло солнце и потеплело. Такая погода сохранялась и на третий день моего пути, но к вечеру небо стали заволакивать тучи и даже начал сеяться мелкий дождь. Укрыв палатку пленкой, я заснула, с трудом выгнав всех комаров, которых в этом месте было очень много. Они были такие нахальные, что я не могла отпугнуть их даже средством от комаров – хватало его на 5 минут.
День четвертый. Ночь была необычайно теплая, мне было жарко в палатке, а о том, чтобы надеть теплые вещи, я даже не думала. Утром оказалось, что небо в тучах, но дождя, к счастью не было. Позавтракав и собрав вещи, я выкатилась в сторону Изборска, от которого остановилась в 20 км. Доехала быстро и к открытию музеев уже была там. Изборск прекрасен – это нисколько не преувеличение. Эти великолепные холмы, озера, чудный рельеф местности, разнотравье, свежий воздух и, наконец, мощная древняя крепость, которая оставляет неизгладимое впечатление, – все это сливается в единый образ.
Крепостные стены неизменно меня восхищают. Все в этих сооружениях продумано и сделано для наилучшей обороны от врагов. Все башни крепости, кроме Луковки, сильно выступают за прясло стены. Это позволяло защитникам крепости осуществлять круговую оборону стен и делало затруднительным подход к стенам для врагов. Но если враги все же прорывались в ворота, их ждало страшное место - захаб. Захаб представлял собой узкий коридор, который со всех сторон простреливался. При этом осаждающие крепость оказывались полностью на виду, скрыться им было некуда, тогда как державшие оборону находились под защитой мощных стен. Смертность тех, кто оказывался в захабе под обстрелом, была стопроцентная. Взять такие крепости было чрезвычайно трудно.
Набродившись по крепости, я отправилась посетить Словенские ключи и набрала вдоволь воды, так что немного даже до Москвы осталось. Вода в ключах вкусная, свежая, приятная, без привкуса.
Около спуска к ключам местные женщины продают, как оказалось, необычайно вкусные пирожки. Так что, если будете в тех местах, не проходите мимо, как говорится. После Словенских ключей я побывала на Труворовом городище, куда в прошлое свое посещение Изборска не попала, в то время как без посещения Труворова городища впечатление об Изборске будет неполным. Труворово городище очень древнее, оно было образовано еще до принятия Русью христианства. Его связывают с именем одного из приглашенных на Русь братьев-варягов – Трувора, который, по преданию, княжил в городище несколько лет.
Городище было защищено с одной стороны обрывом и Городищенским озером, с другой стороны его укрепили мощным валом, на котором были воздвигнуты крепостные стены, и рвом. Неоднократно этим стенам приходилось сдерживать натиск врагов Руси. Однако к 14 веку эти укрепления устарели, потеряли свое значение, и на другом месте, на Жеравьей горе, была выстроена другая, более мощная современная (для того времени) крепость Изборск. На городище я видела древний крест, прозванный в народе Труворов, так как поставлен он был согласно легенде на месте погребения Трувора. Но это народное предание. На самом деле, по свидетельству ученых, крест относится к 14-15 вв., то есть к более позднему времени, и был поставлен на городище, чтобы отметить место, где оно находилось. Со временем причина установки креста забылась и народ придумал новую легенду о кресте. Какой же сильной была память народа, если по прошествии стольких лет не было утрачено и сохранилось имя Трувора!
Однако провести весь день в Изборске, к сожалению, я не могла. Нужно было прощаться. Перекусив в блинной, которая находится напротив крепости, я отправилась в путь. Кстати скажу, что блинная эта весьма зачетная: блины делают при тебе, можно попробовать множество разных начинок и видов меда. Я заказала блины с медом (который был отличным, нежным, свеженакачанным) и с мясом, которые взяла с собой на ужин.
Мой путь лежал мимо Городищенского озера и далее мимо Нового Изборска к Псковскому озеру. На самом деле идея сделать крюк в сторону Псковского озера была не очень удачная. Если бы я знала об этом, осталась бы подольше в Изборске. Дело в том, что Псковское озеро, на которое мне так хотелось посмотреть, можно разглядеть только с возвышенности. С берега воды не видно, видны лишь многие километры камышей. Берега озера застроены дачными домами, так что мне пришлось петлять по узким улочкам. Ночевка на берегу озера не получилась, и не без труда я нашла место для ночевки. Однако оно оказалось очень удачным.
Как я уже писала, с утра небо было затянуто тучами. В течение дня периодически принимался идти дождь, но потом переставал. К вечеру, однако, тучи начали сгущаться, как бы предупреждая, что надежды на то, что они разойдутся, напрасны. И правда: не успела я поужинать, как пошел дождь, сперва слабый, а потом все более сильный. Так закончился четвертый день моего пути.
День пятый. К середине ночи дождь разошелся – так барабанил по стенкам палатки, что я не могла уснуть. К счастью, мне очень повезло с местом ночевки. Каким-то чудом меня занесло на небольшой песчаный холмик, поросший березами и соснами. Сколь ни сильным был дождь, мой рюкзак и вещи, а также палатка и все, что внутри нее, осталось сухим: не задерживаясь, вода сразу стекала с холмика, а часть влаги принял песок. Единственным минусом оказалось то, что на этом холме было полно черных муравьев, и я с трудом выбрала место для палатки, чтобы не устроиться на муравьиной куче. Тем не менее муравьи из ближайших куч все равно, к моему неудовольствию, полезли в палатку. Я вспомнила, что из какого-то путешествия уже привозила рюкзак муравьев, похоже, в этот раз передо мной маячила подобная перспективка. Однако с наступлением дождя муравьи ретировались и не показывались до утра.
Встав утром, я увидела такое мрачное небо, что решила не задерживаться в этом месте надолго, ибо, как известно, вода притягивает воду. Возможно, думала я, этого дождя и не было в других местах Псковской области. Наскоро позавтракав, я выкатилась на шоссе, до Пскова оставалось не больше 30 км. Я проехала их довольно быстро и к началу работы музеев была уже у стен Мирожского монастыря. Забегая вперед, скажу, что погода в этот день была отличная. Дождь пролил ночью, утром выглянуло умытое солнце, согрело и высушило все вокруг. А к полудню начало существенно припекать.
Мирожский монастырь очень древний, время постройки Спасо-Преображенского собора монастыря относится к 12 в.
Главной достопримечательностью монастыря являются уникальные фрески 12 века, которые покрывают стены Спасо-Преображенского собора и посмотреть на которые нужно обязательно. По свидетельству ученых, фрески были написаны греческими и русскими мастерами. В последующие столетия фресковый ансамбль по какой-то причине был забелен и благодаря этому обстоятельству дошел до наших времен под слоем штукатурки в неизменном виде, хоть и с потертостями красочного слоя, естественными для памятников такой древности. Научное изучение ансамбля началось еще в 19 веке, когда фрески были раскрыты из-под штукатурки. К сожалению, в начале 20 века ансамбль был прописан владимирскими мастерами, которые, хоть и старались сохранить стиль древних мастеров, все же исказили древнюю живопись. В последующие годы Спасо-Преображенский собор и ансамбль фресок в нем неоднократно изучались. Частично фрески были освобождены из-под записей начала 20 века, благодаря чему мы можем видеть живопись древних мастеров. В последние годы реставрацией фресок собора занимались ученые под руководством В.Д. Сарабьянова, и реставрационные работы в соборе продолжаются и в настоящее время.
После посещения Мирожского монастыря я отправилась на вокзал, где оставила рюкзак в камере хранения, после чего я выкатилась в город налегке. Моей целью было, конечно, посещение Кремля. По дороге я пообедала в столовой на Октябрьской улице. Конечно, там было не так вкусно, как в чудесной столовой в Касимове, в котором я побывала в прошлом году, и далеко не так дешево, но все же вполне прилично, я осталась довольна.
Вдоволь набродившись в Кремле и обойдя крепостные стены со всех сторон, я отправилась гулять дальше вначале на набережную реки Великой, потом вдоль реки Псковы, где устроен парк с велодорожками и прогулочными дорожками для пешеходов.
Город произвел на меня приятное впечатление: набережные были отлично отремонтированы, парк невелик, но ухожен и очень уютен. Мне попадалось множество людей на горных велосипедах, что я оценила. Как я поняла, в летний сезон в Пскове много гостей города. Думаю, для псковичей это только хорошо - есть возможность подзаработать в туристический сезон. Множество городов в разных странах мира живут доходами с экскурсионной деятельности, и это вполне нормально.
День в Пскове получился днем отдыха: я не утруждала себя посещением музеев, тем более что во многих из них я побывала в свое предыдущее посещение, а просто гуляла, отдыхала. Мой поезд отходил в 18.00. За час до отхода поезда я уже была на вокзале, а предварительно устроила пищевой разврат – наелась пончиков, которые запивала яблочным соком, и это было великолепно, тем более что пончиков я не ела уже очень давно, так, лет десять. После этого программа посещения города была выполнена окончательно, и я могла со спокойной душой возвращаться домой.
Проводники поезда Псков – Москва встретили меня как родную, ведь несколько дней назад я ехала в этом же поезде до Порхова, причем обратный билет я взяла в тот же вагон, в котором ехала туда. Второй раз в жизни я ехала в купе. До этого я путешествовала только в плацкарте. И скажу, что поездка в купе была чрезвычайно приятной: вежливые проводники, чистота, покой и блинчики, которыми кормили в поезде – все это просто незабываемо. Я очень люблю путешествовать по железной дороге: этот специфический запах рельсов, легкое покачивание вагона, тишина, когда гасят свет, а ты все еще сидишь с книгой или слушаешь музыку в наушниках. Нет, путешествия по железной дороге – прекрасная, незабываемая вещь со своим особым колоритом.
На следующий день рано утром я была в Москве. Так закончилась моя поездка.
Подводя итоги, скажу, что велопоездку считаю удачной и интересной. Мне удалось полностью сделать маршрут за то время, которое я запланировала, я увидела все, что хотела, и побывала в тех местах, о которых мечтала. Поездка прошла штатно, без поломок, что меня очень порадовало, в этот раз я даже не проколола колесо, прямо удивительно. В общем, поездка удалась, и можно уже готовить маршрут следующего путешествия.