Найти в Дзене
История и культура Евразии

Штурмовик Ил-2 - история возникновения и применения

Оглавление

За Ил-2 немцы охотились с самого начала его использования в боевых действиях летом 1941 года. Генералов вермахта очень интересовала его "живучесть", которая обеспечивалась его уникальной бронезащитой от зенитного оружия.

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук

Создателем Ил-2 был авиаконструктор Сергей Ильюшин.

Серге́й Влади́мирович Илью́шин (1894—1977) — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968).
Серге́й Влади́мирович Илью́шин (1894—1977) — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968).

С.Ильюшин родился в бедной крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, где служил в аэродромном обеспечении в Петрограде. И даже успел окончить курсы пилотов. В Гражданскую войну он уже командует авиационными парками на стороне большевиков.

В 1926 году Ильюшин окончил институт инженеров красного воздушного флота.

В 1931 году он возглавил центральное конструкторское бюро авиазавода Менжинского.

С 1937 года Ильюшин лично просит Сталина, разрешить ему разработку штурмовика. Ему отказывают.

Но вскоре успехи немецких пикирующих штурмовиков "Ю-87" в Испании заставили советское руководство обратиться к необходимости создания штурмовой авиации.

Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник») (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.
Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник») (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.

С.Ильюшин взялся за изучение Ю-87. Он оценил все его положительные и отрицательные качества. А после самостоятельно взялся за создание советского штурмовика.

В первую очередь он обратился в Институт авиационных материалов с просьбой о создании особого вида брони для самолетов.

Инженеры института много экспериментировали, но у них не выходило получить необходимый гибкий и прочный металл. Однако им повезло как Менделееву с его сном, в котором он увидел периодическую систему. Так как инженеры занимались сплавом в свободное время, то и спали на своих рабочих местах. В один из дней, уснув, они позволили металлу остаться охлажденным больше обычного. И потом узнали, что металл приобрел необходимые качества.

Из этого металла и создали броню для нового штурмовика.

Новый штурмовик решили сделать настоящим монстром по вооружению. Ил-2 имел на вооружение авиабомбы, пушки, реактивные снаряды, пулеметы и даже ампулы для поджигания танков.

Тащить это вооружение мог только мощный двигатель.

К счастью Ильюшина такой двигатель уже существовал. И создал его конструктор А.Микулин.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Мику́лин (1895—1985) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Кандидат медицинских наук. Академик АН СССР. Главный конструктор ОКБ ЦИАМ, ОКБ завода № 24, ОКБ завода № 300. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий
Алекса́ндр Алекса́ндрович Мику́лин (1895—1985) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Кандидат медицинских наук. Академик АН СССР. Главный конструктор ОКБ ЦИАМ, ОКБ завода № 24, ОКБ завода № 300. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий

Это был двигатель АМ-34.

АМ-34 (М-34) — советский поршневой авиационный двигатель с водяным охлаждением, разработанный под руководством А. А. Микулина.
АМ-34 (М-34) — советский поршневой авиационный двигатель с водяным охлаждением, разработанный под руководством А. А. Микулина.

После этого, в течение 10 месяцев Ильюшин создавал принципиально новый штурмовик.

2 октября 1939 года летчик-испытатель Коккинаки испытал его творение. Ему самолет понравился. Но не понравился наркому оборонной промышленности К.Ворошилову. Тому не понравилась дальность полетов Ил-2 - всего 300 км. Поэтому он требовал, чтобы убрали стрелка, а на его место установили дополнительный бак с горючим.

Пришлось подчиняться и выпускать одноместный штурмовик.

С 27 июня 1941 года Ил-2 активно участвуют в боях. Немцы увидели и оценили его бронезащищенность. Единственным местом где брони не было был хвост самолета. Ил-2 легко было сбить просто пристроившись сзади.

Пришлось военным признать необходимость стрелка в Ил-2.

В новых Ил-2 появились вторые кабины стрелков, что повысило их живучесть.

До конца войны, в Ил-2 еще много чего доделывали. Но не только инженеры, но и летчики, которые отрабатывали возможности его применения в бою. После того как были отлажены его боевой применение и исправлены ошибки в конструировании Ил-2 стал одним из лучших самолетов Второй мировой войны.

Оглавление серии статей "Перед Великой Отечественной войной"