Верховный суд России регулярно обобщает практику по наиболее острым вопросам применения правовых норм. Одним из таких направлений является личное страхование заемщиков. Детальному рассмотрению дискуссионные моменты подверглись в июне 2019 года. Однако до сих пор выводы высшей инстанции обсуждаются юристами.
Защита потребителей
Служители Фемиды применяют к договорам страхования положения закона № 2300-1. Попадают под действие норм и отношения с банком. Условием становится одновременное получение кредита и покупка полиса. Заемщики, присоединенные к программе страхования, признаются потребителями и могут настаивать на защите. При нарушениях с финансовой организации взыскивают не только прямые убытки, но также компенсацию морального вреда и штраф.
Добровольность
Банк должен сообщать клиенту о характере услуги. Принуждение к покупке личной страховки не допускается. Кроме того, заемщику обязаны сообщить о возможности досрочного расторжения сделки.
При рассмотрении споров судам предписано оценивать полноту информирования. Более того, граждане вправе настаивать на компенсации убытков при самовольной смене страховщика. Без согласия клиента кредитор не может вносить коррективы в соглашение.
Наследники и моральный вред
Если застрахованный заемщик погибает, претендовать на выплаты по полису могут члены его семьи. Наследники вправе получить не только возмещение, но и компенсацию убытков. Верховный суд России подтвердил возможность предъявления к недобросовестным компаниям исков о моральном вреде и потребительских штрафах. Подача заявления наследником не является основанием отказа.
Претензионный порядок
Если спор между заемщиком, банком и страховой компанией возник до 28.11.2019 года, досудебное урегулирование не является обязательным. До этой даты потребители могли беспрепятственно направлять иски. Сейчас требования изменились. Предварительно придется обратиться к финансовому омбудсмену.
Право на отказ от договора
Заемщик может передумать. Такая возможность есть у граждан, заключающих соглашение напрямую либо через банк. Верховный суд России признал возможность расторжения сделки даже при присоединении к единой программе. Правило о периоде охлаждения действует и в этом случае. На принятие решения у заемщиков 14 дней. Страховые компании вправе увеличивать срок локальными регламентами.
Суммы выплат
При подписании договора участники могут установить принцип распределения компенсации. В соглашении прописывается часть возмещения, причитающаяся каждому застрахованному лицу. Лимиты используются при несчастных случаях или выявлении заболеваний. Солидарные заемщики вправе претендовать на защиту в пределах оговоренной доли.
Возврат страховой премии
Верховный суд России разъяснил порядок компенсации стоимости полиса в случае досрочного погашения кредита. По общему правилу возвращать деньги страховая компания не должна. Исключения могут предусматриваться договором. Потребовать выплаты заемщик вправе, если такой пункт прямо прописан в соглашении, либо страховая сумма уменьшается пропорционально погашению долга.
Выплата страховки
Обязанность перечислить средства возникает по факту оговоренного полисом события. Если заболевание началось в период действия, а инвалидность присвоена после окончания договора, компенсация выплачивается. Во внимание принимаются все негативные последствия. Отказать страховая компания может, сославшись на обман. При заключении договора заемщик обязан представить достоверную информацию о состоянии здоровья. Ложь станет основанием недействительности сделки.
В завершение отметим, что Верховный суд России подтвердил переложение обязанности по погашению кредита на страховщика. Если оговоренный соглашением риск реализован, выплачивать заем обязана компания. Деньги переводят в пределах суммы по полису. Проценты и неустойка, начисленные в результате недобросовестности компании, не учитываются. Штрафные санкции следуют за нарушение и погашаются страховщиком за свой счет.