Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.
Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
Пока древнеегипетские, древнегреческие и древнеримские школьники старательно (или кто как) овладевали грамотой и грызли гранит науки, на другом конце мира, на востоке в далеком Китае их сверстники делали тоже самое. Вообще китайская цивилизация была не менее развитой чем египетская или греческая, в то время как на территории большей части Европы люди еще жили в пещерах, охотясь на медведя, китайские императоры наслаждались в роскошных дворцах, слушая музыку и вдохновляясь философскими трудами великих мудрецов Поднебесной.
Школа Дао, или даосизм
«Школа дао» (Пути) — даосизм, второе влиятельное учение в Китае, превратившееся со временем в национальную религию. Легендарным основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Впрочем, значительное число исследователей считают, что Лао-цзы мог жить не раньше IV-III вв. до н.э. Другим авторитетным представителем раннего даосизма является Чжуан Чжоу (369-286 до н.э.), автор большинства глав трактата «Чжуан-цзы».
Школа философа Мо Ди, или моизм
«Школа философа Мо Ди», или моизм, сформировалась как ответ на учение служилых со стороны военной аристократии. Особенностью этой школы было провозглашение принципов «всеобщей любви и взаимной выгоды», а также «умеренности в расходах». Последователи Мо Ди критиковали конфуцианцев за стремление следовать ритуалу, а также излишнюю пышность обрядов. Кроме того, моисты первыми в китайской философии сформулировали принцип договорного происхождения государства. Также ими было разработано древнейшее в Китае учение о познании и протологика.
Школа имен, или номиналисты
«Школа имен», или номиналисты, занималась исследованием соотношения слов («имен») и реально существующих вещей. Школа прославилась парадоксальными рассуждениями, принадлежащими Гунсунь Луну (IV-III вв. до н.э.), типа «белая лошадь не лошадь», «камень не может быть одновременно белым и твердым» и т.п. Целью этих рассуждений было доказательство независимого существования общих понятий.
Школа натурфилософов
«Школа натурфилософов» возникла в III в. до н.э. и основывалась на более ранних идеях. В ней обсуждались проблемы, связанные с полярными силами инь (женское, темное, пассивное начало) и ян (мужское, светлое, активное начало), разрабатывалась теория пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода). Позднее учение школы было включено в конфуцианство и даосизм.
Легисты, или школа законников
Учение «школы легистов» (законников), возникшее в конце периода Сражающихся царств (475-221 до н.э.), в последующий период правления династии Цинь (221-206 до н.э.) стало официальной идеологией. Главные идеи школы – опора на закон и неотвратимость наказания. Император стоит выше закона и правит с помощью талантливых чиновников, которых отбирают по всей стране. Наследственная аристократия устраняется от управления государством, власть и управление сосредотачиваются в руках чиновников. Легисты жестко боролись с инакомыслящими, выступали за жесткое наказание в случае даже самых малейших провинностей, вводили принцип круговой поруки. В дальнейшем многие легистские идеи были восприняты конфуцианством.
Академия Цзися
Большую роль в истории древнекитайской философии сыграла академия Цзися 稷下学宫 Цзи ся сюэ гун, основанная в 318 году до н.э. в столице царства Ци — Линьцзы (в настоящее время — район Линьцзи городского округа Цзыбо, провинция Шаньдун). В то время это был богатый город с населением около 300 тысяч человек, а царство Ци — одним из самых могущественных в эпоху Чжоу.
В работе академии, просуществовавшей более 100 лет, принимали участие представители всех философских школ Древнего Китая, за исключением моистов.
Члены академии Цзися пользовались покровительством циских правителей. Им присваивались звания, выделялись стипендии. Наиболее уважаемые академики получали титул сяншэн 先生 (букв. «преждерожденный») — «учитель», «наставник», «господин». Ученые имели здесь возможность заниматься «чистой наукой», не заботясь о необходимости зарабатывать на жизнь.
В первые века существования китайской империи монопольным правом на обучение владели исключительно дети из богатых аристократических семей. Однако благодаря великому китайскому мудрецу Конфуцию (551-479 г. до н. э.) эта традиция была прервана. Конфуций, который фактически сам был из обедневшей аристократической семьи (детство свое он провел в бедности) впервые начал широкую педагогическую деятельность, обучая не только благородных и богатых, но и бедных и простых, главное было – стремление к знаниям. Именно он дал толчок к проникновению образования и в низшие слои китайского общества, за что благодарные китайцы и по ныне называют его «первым учителем Китая».
Обучение начиналось в возрасте семи лет и продолжалось до полной победы «света знаний над тьмой невежества». То есть постоянной учебной программы не было, а учитель с каждым учеником занимался индивидуально, согласно его способностям и возможностям . Поэтому умный, способный и сообразительный ученик завершал обучение очень быстро, а кто умом не выделялся, мог учиться и половину жизни.
Социальное положение учителя в древнем Китае, в отличие от Греции и Рима было очень высоким, а профессия учителя была одной из самых почетных. Ученики должны были относиться к своему учителю с глубоким уважением и даже пиететом, к нам из глубины веков дошли такие высказывания о древнем китайском учительстве: «ни бедный ни богатый не имеет права не уважать учителя», «тот, кто учил человека хотя бы день, на всю жизнь становится для него таким же важным, как его отец».
В древних китайских школах была весьма строгая дисциплина. Начало обучения (так сказать первый звонок), когда юный китаец впервые приходил к своему учителю, начинался с того, что ученик приносил учителю в качестве подарка… бамбуковую палку. Позже эта же палка (конечно если ученик был непослушным или ленивым) применялась по своему прямому назначению.
Учились в китайских школах преимущественно парни, но состоятельные родители у которых были дочери, также могли дать им достойное образование. Однако обучение девочек проходило отдельно от мальчиков, само собой разумеется, что китайских девочек не учили стрелять из лука или скакать верхом, вместо этого они осваивали искусство танца, игре на музыкальных инструментах и даже учились писать стихи. Параллельно с этим девочек учили вести хозяйство, заниматься рукоделием. По уровню грамотности они же совсем не уступали мужчинам.
Старинные летописи рассказывают: у древнекитайских учеников впервые появились бумажные школьные тетради в нашем современном понимании. Ведь и бумага, как знаем, была изобретена в Китае, так что пока греческие, римские, египетские или вавилонские школьники маялись с клинописью или неудобным папирусом и пергаментом, китайские ученики писали себе на бумаге почти такой же, как и в наше время.