Почему новая ребрендированная партия выглядит креативно и свежо: пусть и не в силах подвинуть традиционного лидера предвыборной гонки, тем не менее, заметно обходит своих основных конкурентов, как на правом, так и на левом фланге.
Как генералы готовятся к прошедшим войнам, так и партийные стратеги к новым выборам обычно подходят по лекалам старых. Однако всегда кто-нибудь занимается новаторством. На этих выборах в Мажилис и маслихаты креативит главным образом партия «Адал».
САМАЯ ЦИФРОВАЯ
В реалиях Казахстана креатив и новации не всегда позволяют перебить административный ресурс, но что это объективный плюс для любой политической партии – вещь очевидная. Партия «Адал» к текущей электоральной кампании подошла с цифровой стороны.
Когда партийное руководство и актив «Адал» в ходе масштабной выездной акции встречаются с жителями районов Алматинской, Актюбинской или Костанайской области, то всегда могут обращаться за помощью к сайту своей партии. Там за пару-тройку кликов легко добраться до актуального бюджета конкретного города и района, посмотреть структуру местных расходов и узнать главные проблемы, которые обозначили сами жители территории и населенных пунктов.
Наряду с общими вещами вроде роста цен на продукты питания или безработицы, можно оперативно узнать об индивидуальных местных проблемах. Где-то жители недовольны освещением улиц, где-то хотели бы получить торгово-развлекательный центр, где-то жалуются на качество питьевой воды, а где-то остро стоит вопрос газификации.
Такой дробный подход делает встречи партийного актива с избирателями предельно предметными и нацеленными на практическое пошаговое решение стоящих задач.
Когда Ляззат Чинкисбаева – кандидат в депутаты Мажилиса от «Адал» – встречалась с жителями села Жансугуров и города Сарканд, то люди обратили внимание на необходимость совершенствования критериев в оказании адресной социальной помощи (АСП). Граждане на местах видят, как вполне самодостаточные семьи АСП получают, а реально остро нуждающиеся не могут воспользоваться государственной поддержкой в тяжелой для них ситуации.
Общавшиеся с пришедшими на встречу жителями села Жанакорган (Кызылординская область) «адаловские» кандидаты в нижнюю палату парламента Максат Толыкбай, Даулет Мукаев, Галымбек Жаксылыков тут же на сайте партии показали людям бюджет Жанакорганского района (22 млрд тенге) и на что он тратится. А жители перечислили те проблемные точки, которые они со своей позиции видят главными – от плохого состояния дорог до нехватки полицейских и медицинских работников.
Сервисы на сайте партии «Адал» не только отображают текущую картину состояния дел, но и предполагают список потенциальных ниш для ведения бизнеса и отсутствующих в местной инфраструктуре объектов. Поскольку общая картина потребностей населения предельно пестрая, где-то самым перспективным объектом выступает АЗС, а где-то аквапарк.
Можно утверждать, что с точки зрения обратной связи на цифровой основе партия «Адал» заметно выделяется на общем фоне. Фактически она находится в формате прямого диалога с избирателями, которые предоставлением информации о состоянии дел на местах и своими запросами на решение беспокоящих их проблем позволяют партии держать руку на пульсе общества и оперативно реагировать на настроения и нужды электората.
Из-за того, что «Адал» на острие прогресса, она заинтересована в максимально активном продвижении широкополосного интернета во все уголки республики. Когда ядро партийной агитации и пропаганды сосредоточено на цифровых носителях, то это особо остро ставит вопрос технического доступа к такой информации со стороны избирателей.
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
Партия «Адал» до своего ребрендинга не задавала тон в электоральных процессах Казахстана. Тем интереснее ее преображение на пути осовременивания в методах работы с населением и подаче агитационных материалов.
В контактах с людьми «Адал» поднимает на щит одновременно вопросы как «удочки», так и «рыбы». В конце концов, любая ситуация возникает в определенном контексте и помимо логики намерений подразумевает логику обстоятельств. Поэтому в одних случаях проблемы необходимо решать «удочкой», а в других – «рыбой».
Программа партии примерно на 30 % посвящена вопросам развития предпринимательства. Ведение бизнеса в том или ином масштабе кардинально отличается от трудовой деятельности наемного работника либо самозанятого. Помимо определения предпринимательской ниши и создания бизнес-плана очень важными становятся вопросы взаимоотношений с государством в лице его контролирующих, проверяющих и налоговых органов.
Поэтому «Адал» выступает за создание простого и удобного цифрового сервиса по подаче деклараций и уплате налогов для представителей малого бизнеса и самозанятых. Здесь партия следует принципу, согласно которому уплата налогов должна быть не сложнее, чем платежи за мобильную связь или коммунальные услуги.
«Адал» выступает за поддержку массового предпринимательства во всей его системности. Такой подход предполагает внедрение комплексных пакетов поддержки, которые включают в себя обучение, финансирование, типовые бизнес-планы, помощь в сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности. Предприниматели, особенно начинающие, нуждаются в специальном сопровождении, обеспечивающим сокращение расходов и издержек их бизнеса.
В работе партии «Адал» много индикаторов, которые свидетельствуют о ее фундаментальном и долгосрочном приходе на политическое поле. Выборы в Мажилис и маслихаты – это прежде всего тестирование партийных идей, ресурсов и возможностей в условиях электорального процесса, где дата голосования отнюдь не финиш, а всего лишь окончание первого разгонного блока.
Среди долгоиграющих вещей, продвигаемых «Адал», стоит выделить ее работу под названием «социальные лифты». Сами партийцы формулируют ее так: «каждую семью с низкими доходами вывести на траекторию устойчивых заработков». Сейчас выбор специальности часто осуществляется не на основе реальной потребности рынка труда, а на ложном понимании престижности той или иной профессии. «Адал» предлагает помощь старшеклассникам в получении образования после школы и поиске работы, для чего функционирует специальный сервис на партийном сайте.
Тот момент, что партия «Адал» получила сильное кадровое усиление со стороны НПП «Атамекен», трудно переоценить в текущих электоральных и политических условиях. Два зампредседателя палаты предпринимателей перекочевали в партийное руководство. Видится вполне логичным, что филиальная сеть «Атамекен» будет использована в качестве каркаса поддержки для низовых и региональных звеньев «Адал». На начальном этапе активного партийного строительства это крайне существенное подспорье.
Многие информационные, аналитические и сервисные продукты, используемые сегодня в программных документах и цифровых службах партии «Адал», по факту являются разработками «Атамекен». Раз палата предпринимателей считает нормальным щедро делиться всем этим с политической партией, значит у симбиоза двух структур есть серьезная база и сходство интересов как на ценностном уровне, так и в плане практического взаимодействия.
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
Партия «Адал» выступает за здоровую конкуренцию на экономическом поле, а в электоральный период создает такую среду для всех остальных участников избирательной гонки. Если позиции «Нур Отан» подвинуть реально трудно, то все остальные партии от резкого и по-хорошему амбициозного игрока уже натерпелись.
В тяжелый нокдаун действиями «Адал» сразу на старте кампании отправлена партия «Ауыл». После того, как Жигули Дайрабаев, председатель правления Ассоциации фермеров Казахстана, вступил в партию «Адал», возникает резонный вопрос: на базе чего «Ауыл» намерен строить свою партийную структуру в работе с сельчанами? Фактически весь ресурс фермеров сегодня находится в лагере «Адал».
Когда Алмасбек Садырбаев, председатель Национальной ассоциации овцеводов, предлагает официально утвердить День скотовода на манер Дня финансиста или Дня археолога, то это тоже идет в политическую копилку «Адал», поскольку он вступил в ее ряды.
С «Мясным союзом» и стоящими за ним олигархами от «сельхозки» у «Ауыл» плодотворного сотрудничества тоже не получилось, из-за чего она оказалась между молотом («Нур Отан) и наковальней (креативные ходы «Адал») без сколько-нибудь самодостаточной ресурсной базы.
Партия НПК выглядит получше, чем в предыдущую электоральную кампанию. Но после того, как она усилилась в кадровом плане, выдвинув на первую позицию Айкына Конурова, в дальнейшем прогресс затормозила. Нет креатива и обязательной целостности (идеологической прежде всего), без которой невозможно строить внятную избирательную кампанию. Сегодня НПК очень напоминает собой компот, где слива и вишня плавают отдельно, обращаясь к разным сегментам электорального поля.
Сайт партии НПК трудно сравнивать с сайтом того же «Адал», поскольку они строятся на разной философии. У НПК много крупных картинок и разнообразный конгломерат лозунгов, но крайне мало информации, из которой зашедший на сайт пользователь мог бы получить конкретную пользу непосредственно для себя. Обратная связь у НПК страдает особенно сильно, если это не касается функции «вступить в партию».
Официальный сайт партии «Ак жол» трудно отличить от персональной странички Азата Перуашева в какой-нибудь социальной сети – он там везде. Еще на сайте можно найти условия проведения конкурса «Светлый путь Алаша в XXI веке» за 2019-ый год, но без того, как он завершился и кто стал победителем и призерами.
Формально «Ак жол» позиционируется на том же политическом фланге, что и «Адал», но на этом общие черты быстро заканчиваются. «Ак жол» привык занимать позицию правее «Нур Отан» без конкуренции со стороны других политических партий и в таком положении явно закостенел и застоялся. Особенно сильно проседает участок, где за критикой коррупции или формата проведения госзакупок не следует пошагового механизма как преодолевать проблему и наводить порядок.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
https://kazvedomosti.kz/article/elektoralnyj-drajv-partii-adal