Отборочный этап Levitov Chess Christmas Cup подходит к концу, и некоторые из игроков практически обеспечили себе место в финале. Первым стал гроссмейстер из Улан-Удэ – Жамсаран Цыдыпов, не слишком известный шахматной публике. Знакомьтесь!
– Для начала представься – кто ты, откуда, сколько тебе лет?
– Жамсаран Цыдыпов, Республика Бурятия, город Улан-Удэ. Мне 24 года.
– Как давно ты играешь и как вообще начался твой роман с шахматами?
– Научился в семь лет, повезло, что в школе провели вводный урок шахмат. Его вел мой первый тренер, Хаян Гармажапов. А вообще научил играть в шахматы дедушка.
– В Бурятии есть шахматные традиции, сильные игроки, хорошие тренеры?
– Да, у нас есть ряд гроссмейстеров: Антон Шомоев, Батор Самбуев, Инна Ивахинова и я. Из тренеров выделяется Тимур Георгиевич Иванов, который воспитал много хороших игроков, и трех из четырех бурятских гроссмейстеров. В том числе и меня.
Из традиций: из года в год проводится турнир по «бурятским шахматам» – шатар. В них правила чуть-чуть отличаются. До этого года ежегодно проводился турнир «Сагаалха», который является этапом «Гран-При России» по быстрым шахматам.
– В 2003 году, когда ты начал, кругом уже были компьютерные игры да и масса других развлечений. Тебе было интересно заниматься шахматами?
– Когда мне было лет 5 или 6, дедушка пытался меня научить играть, но я не испытывал к ним интереса. Потом дядя подарил на день рождения стратегическую игрушку, и мне очень понравилось. Наверное, из-за этого стало интересно играть и в шахматы. Что до компьютерных игр, то играл частенько, но где-то к классу 7-8 почти перестал. Хватало компьютера из-за регулярной катки в шахматы онлайн – в блиц и в «пулю».
– Как много ты работал, как совершенствовался? Это были занятия у тренера, онлайн-лекции, постоянная игра в интернете, что-то другое?
– С первым тренером, Хаяном Сандаковичем, я больше практиковался, он пытался меня наигрывать в турнирах по быстрым, говорил, что мне нужна постоянная практика и т.д. Мой второй тренер, Тимур Георгиевич, обучал уже азам игры, классическим примерам, позиционной игре. Большое спасибо обоим. А так, да, постоянно играл в интернете.
– Кто был твоим любимым шахматистом, на которого хотелось быть похожим?
– Мне в детстве почему-то нравились серьезные шахматисты, типа Леко и Крамника. Но потом стали интересны и более динамичные шахматисты – Каспаров, Фишер, Таль.
– Мог бы сказать, что воплощаешь в своих партиях их лучшие примеры?
– Да нет, не могу. Пытаюсь сам найти свой стиль игры.
– Как бы ты мог его определить?
– Наверное, динамичный. Пытаюсь и позиционно тонко сыграть, но не всегда выходит!
– Сколько ты успел сыграть партий, которые включил бы в свой «сборник»?
– Над этим особо не задумывался (смеется). Но, наверное, есть несколько. Такими были партии с Шантом Саргсяном на Chess.com в Pro chess League. Была партия с Виорелом Бологаном, в Улан-Удэ (2013) в рапид – там я пожертвовал красиво два качества, после чего заматовал. К сожалению, всю партию не вспомню. Ну и еще наверняка были…
– Сколько времени ты уделяешь шахматам, есть ли те, с кем работаешь вместе?
– Работаю не так уж много, если повезет, то 3-4 часа в день. Коллег, с которыми можно было бы работать вместе, пока мало, но они есть. Хочу начать работать больше.
– Ты – гроссмейстер. Как давно им стал, где выполнял нормы?
– Стал в прошлом году, в сентябре присвоили. Нормы выполнил в Питере на мемориале Корчного в 2018-м, а потом – в Аэрофлот-опене и на российской лиге в 2019-м.
– Как много ты ездишь (ездил) и как твое географическое положение вообще влияло на твою карьеру? Все-таки Улан-Удэ не ближний свет, и летать далеко и дорого…
– Играю в основном в России на этапах кубка России по классике и быстрым шахматам. В прошлом году летал в Таиланд и Малайзию. Был в Македонии на чемпионате Европы. Стандартно ищу турниры, где есть прием для гроссов. Конечно же, выматывает – летать подолгу, особенно из Улан-Удэ, но я уже привык. Пока молодой, я нормально переношу длинные перелеты, но в будущем нужно подумать, откуда стоит передвигаться.
– Поиграть в Америке не думал? До нее едва ли не ближе!
– Думал поиграть там, но пока что-то не сложилось. Но лететь все равно придется.
– А о том, чтобы сменить локацию?
– Бывают такие мысли, но дом пока что ближе. Да, поддерживают меня очень хорошо. В последние годы оплачивают почти все турниры, в которых я играю. Так что уезжать пока не собираюсь. Может, когда-то в будущем поищу удачное решение ситуации…
– Как в 24 года видишь свое настоящее и будущее в шахматах? Ты профессионал, полу-профессионал, может быть, любитель, у которого есть и другая профессия?
– Считаю себя профессионалом. Но надо усиливаться. Время не стоит на месте, многие игроки растут, прибавляют в игре, и уровень шахмат повышается с каждым годом. Из-за пандемии у меня существенно сократился турнирный график офлайн, но хочу поискать турниры офлайн и почаще в них играть. Но и про онлайн забывать не собираюсь.
– Давай перейдем тогда к главной теме: почему ты так хорошо играешь быстро?
– Наверное из-за частой практики в интернете. С 2009 года по 2011 играл десятки тысяч партий на Chess Planet, и очень сильно прогрессировал в быстрой игре. Да и и вживую я часто давал фору любителям в блиц. За счет этого обострилось чувство времени.
– Как быстро работает твой мозг? Не проверял на других занятиях?
– Наверное, работает достаточно быстро, но я не проверял.
– Твой стиль игры в рапид и в блиц как-то отличается от классики?
– Думаю, отличается, в быстрые все как-то интуитивно получается, плюс счет в нужный момент. В классику играю как все, но не хотелось бы на этом останавливаться…
– А живьем и в интернете ты играешь одинаково?
– Раньше в интернете играл посильнее, сейчас даже не знаю. Все зависит от формы… В данный момент интернет-блиц меня полностью устраивает. Пробовал играть в рапид, в классику в интернете, – совсем не те ощущения. Живьем мне много интересней.
– Насколько хорошо ты владеешь мышкой? Мог бы составить конкуренцию Накамуре?
– В данный момент чуть потерял сноровку, но в 2010-12 годы я играл очень быстро.
– Как относишься к сверхбыстрым контролям: это – развлечение или профанация?
– Почему бы не поиграть? Можно относиться как к хобби или зарабатывать на этом.
– Как часто ты играл с по-настоящему сильными соперниками? Какие свои победы как в живых турнирах, так и в интернете ставишь выше всего?
– Для меня выделяется чемпионат мира по рапиду и блицу, в Питере в 2018 году. Тогда я переиграл практически со всей элитой. В рапид обыграл Грищука, Федосеева, в блиц – Ананда, Непомнящего, Мамедьярова и еще много представителей 2600+. При этом мне не удалось занять призового место на в одном турнире. Вот этим был недоволен.
Что до турниров в интернете, то однажды, в 2018 году, побеждал в Titled Tuesday в блиц. Разделил в том турнире 1-3 место с Сергеем Григорьянцем и Арамом Акобяном.
– Что ощущаешь в тот момент, когда обыгрываешь таких людей?
– В этот момент собираю в кулак все силы: идет адреналин, повышается жажда борьбы, ну а после игры, особенно когда удается выиграть у них, приходит и радость!
– Мне из Питера особенно вспоминается твоя партия с Карлсеном…
– Да, было очень интересно сыграть с чемпионом мира, хотелось конечно его обыграть (смеется). Но он так быстро видит варианты, так четко оценивает… Было не по себе!
– В целом понимаешь, чем эти ребята превосходят тебя?
– Да, но говорить об этом, пожалуй, не буду…
– Есть ли шансы, чтобы ты сократил это отставание?
– Постараюсь побольше работать, дальше видно будет.
– Твои рейтинговые пики на главных онлайн-площадках?
– На Chess.com – 3070 в блиц в этом году. На LiChess примерно как сейчас – под 2800.
– Почему на LiChess ты взял ник «Chesstoday»?
– Я создал этот ник еще на «Планете» лет 10 назад. Решил что это актуально и здесь.
– Как тебе нравится серия Levitov Chess Christmas Cup? Хотел бы в ней что-то поменять, будь твоя воля или все в ее структуре кажется более-менее пригодным?
– Пока все нравится. Все-таки первый турнир такого формата в России проходит. Опять же, время покажет достоинства турнира и его недостатки. Радует формат отбора: есть 5 попыток набрать достойные зачетные очки. То есть иногда может не получится сыграть по тем или иным причинам, но можно подстроить свое время и планы под турниры.
– 11 туров – не слишком жестко? Права на ошибку почти нет…
– Мне нравится. Полтора часа – самое то! Знакомые говорили, что еще можно увеличить турнирную дистанцию, прибавить тура 3-4, но меня и так все устраивает.
– Если выйдешь в финал, с кем из приглашенных гостей тебе хотелось бы сыграть?
– Хотелось бы сыграть с Непомнящим, с Яном очень интересно. А он играет?
– Пока из участников финала подтвердились Крамник, Грищук и Аронян.
– В таком случае, хотелось бы сыграть с Крамником – когда еще возможность будет!
– Что ж, тогда удачи и до встречи в финале!
– Спасибо, буду стараться…