Свитер. Пусть будет свитер, потому что совсем не разбираюсь во всех этих полувэрах, свитшотах и прочих кофтах. Итак, этому сверхтяжёлому шерстяному и ужасно колючему Теплейшеству стукнуло 44 года. Да, такой вот «долгожитель». Он без единой дырки и починки достался мне по наследству от его создателя - моей бабушки Прасковьи Филипповны.
Можно представить, как она долгими зимними вечерами в натопленном сибирском доме вязала, мелодично постукивая деревянными спицами. Натруженными грубоватыми пальцами умело складывала петельку к петельке и рассказывала детям, что сидели вокруг неё интересные то ли небылицы, то ли истории из жизни.
На самом деле это всего лишь фантазии и в действительности всё было по-другому, и немного необычнее...
Свитер действительно был связан руками моей бабушки, но на этом совпадения с фантазией заканчиваются. Руки Прасковьи Филипповны всегда были ухоженными и чистыми, не знавшими сельского труда потому что она была школьной учительницей, а спицы она впервые взяла в сорокалетнем возрасте в далеком 1977 году, и Его Теплейшество она связала в ослепительно жаркой пустыне. Да-да, в самой, что ни на есть настоящей. Вот какая пустыня приходит первой на ум большинству русских людей? Правильно - в Сахаре.
Назревают очевидные вопросы: зачем в пустыне свитер? И вообще, как туда занесло советскую училку со спицами? А вот...
Волею судьбы бабушка была замужем за дедушкой (неожиданно, да?), который имел профессию связанную с добычей нефти. И деда моего в 1974г. по партийной линии в составе делегации специалистов-нефтяников направили в Алжир передавать ценные знания арабам/берберам. Если супруг(а) делегата имел(а) нужную профессию (воспитатель, учитель, врач)- брали всю семью с малыми детьми. Хотел бы уточнить, что и тут сыграл случай. Дед мой из образования имел грамоту, корочку буровика и аттестат об окончании четырёх классов школы. Именно его малограмотность повлияла на решение партийной комиссии о том, кого отпускать за кардон и кого придержать дома, а то взяли моду выучится, инакомыслить и сваливать с Родины в пампасы.
При чём тут свитер-то? А при том, что в лихие советские времена нельзя было привозить из-за границы что-то прозапас и то, что являлось дефицитом (читай - всё), дабы идейный советский гражданин на родине не впал в соблазн спекуляции и не разбогател (да простит меня за это слово XXV съезд КПСС). Но можно было привозить радиолу одну на семью (Грюндик до сих пор работает), ковёр - 1 шт. на семью (ручная работа, яркие цвета всё ещё не поблекли), пряжу в количестве четырёх мотков и одежду по две штуки на нос.
Везти на родину летнюю одежду никто и не думал, а тёплой одежды окромя арабо-берберской бороды в Сахаре отродясь не видали, но вот шерсти для вязки, наилучшего качества и, которую по нормам не привезти - завались.
И тогда бабушка моя взяла в руки спицы, и в кратчайшие сроки освоила технику виртуозной вязки. Стахановскими темпами из под её чутких учительских пальцев рождались свитера, кофты и полувэры. С орнаментами и с рисунками. Всякие. Потом на границе она без труда доказала советским таможенникам, что каждая вещь в двух экземплярах, имеет своё название и на четверых членов семьи не превышают нормы завоза.
Вот так из рук советской учительницы за границей появился на свет Его Теплейшество Свитер, который впитал в себя лютое пекло Сахары и который одевают только в нестерпимые приполярные морозы.
P. S.
С той поездки бабушке стало, что крошки со стола смести, что носки на семью и внуков за неделю связать. Так она и делала, попутно проверяя сочинения своих учеников.