Юлия Кузнецова «Выдуманный жучок»
«Не бывает таких слов, чтобы можно было утешить...»
Должны ли матери быть сильнее детей? Абсолютно сильнее или чуть-чуть? Дозволено ли думать о грязной голове и надоевшем запахе больницы, когда собственное чадо с самого рождения борется с недугом?
Таше тринадцать лет, но для полноценной работы её мозгу требуется шунт, который своевременно должен откачивать жидкость. Поэтому девочке регулярно приходится лежать в больнице. Но это не беда, ведь есть Выдуманный Жучок, который всегда может появиться в нужный момент и подсказать забавную идею для игры.
Вообще, конечно, дело не в Жучке. Любые слова кажутся скупыми и сухими, потому что лучше Юлии Кузнецовой невозможно описать всю горечь происходящего с Ташей и другими тяжелобольными детьми. В этой книге и смерть, и надежды, и разочарование, и последние слова, и истерики. Здесь мамы, которые больше не могут бороться, и дети, которые держатся ради мам. Боль, дружба, непонимание, тошнота, крик, бледность, учащённое дыхание, "врачи дают ему не очень много времени - метастазы уже пошли"...
И всё-таки это очень светлая книга о добре и надежде. Светлая, но не наивная. Настоящая. Для детей и о детях, но серьёзная.
Дарья Доцук «Голос»
"Всех так или иначе задело, каждому смерть оставила свою метку - осколок страха, который вырвался из бомбы вместе с болтами и нарубленной арматурой и вошёл острием в самое сердце"
Эта книга про нас. Потому что в мирное вроде бы время мы живём среди постоянных бед. Это просто везение, если они не касаются нас лично. Можно просто выключить очередной выпуск новостей и, подумав "Слава богу, там не было меня", тут же забыть? Нельзя. Я помню папин повторяющийся шёпот: "Что они делают? Там же люди! Живые!" - звука телевизора почти не слышно, уже ночь, только тени пляшут по стенам. "Норд-Ост". Я слышу дедушкино: "Третья мировая началась, а вы гуляете!". Это 11 сентября. Тётино "Живём лишь раз, что ж теперь бояться всегда и из дома не выходить?" - это 1 сентября. Беслан. Концерт в Фестивальном не отменили. Мы идём.
У каждого из нас, наверное, есть истории, которые добавляют ещё один страх. У Саши не просто "история" - десятиклассница ехала в школу, когда в соседнем вагоне себя взорвала смертница. Теперь девочку преследуют панические атаки, но больше всего она боится самого страха. А масла в огонь услужливо подливают родители, которые вообще-то хотят иметь успешную дочь, а не сумасшедшую. Вот кого нужно лишать родительсих прав: тех, кому от ребёнка нужны только грамоты за олимпиады и отличная учёба. К счастью, Саше удаётся на лето вырваться к бабушке в Калининград. Но нет волшебного средства, которое заставит перестать бояться...
Что вы ещё встретите в этой книге? Заседания книжного клуба в библиотеке и список любопытных произведений. Уважение к прошлому и истории - рассказ трагедии в Пальмникене, где в одну ночь 1945 были расстреляны тысячи евреев, о чём узнали только спустя почти 50 лет.
Если бы я умела писать, то создала бы именно такую книгу. Нужные вопросы, точные переданные эмоции, важные акценты, своевременные передышки в повествовании... и бесконечно присутствующий страх.
Отдельное спасибо за то, что с бабушкой всё хорошо...
Луис Сашар «Я не верю в монстров»
"Всё опять шло нормально. Брэдли рисовал каракули, резал бумагу на мелкие кусочки, склеивал предметы клейкой лентой. Он всех ненавидел, и все ненавидели его. Такая жизнь ему нравилась"
Можно только догадываться, что в головах у детей, одиноко сидящих за последними партами. Их избегают одноклассники, игнорируют учителя, бесконечно ругают родители. Никто не пытается понять этих детей - нет времени, желания, умения.
Брэдли дважды был в четвёртом классе, а теперь впервые оказался в пятом. Он никогда не делает домашнее задание, но мама искренне верит (и говорит об этом учителям), что "в глубине души он очень хороший мальчик". Её не настораживает, что игрушки сына "говорят" с ним разными голосами, что он часто переходит на крик, спорит, повторяет одни и те же фразы, что Брэдли не бывает на Днях рождения... и много ещё чего "что". Отправляясь к новому школьному психологу и заранее воспринимая в штыки всё предстоящее, мальчик и не подозревает, какого потрясающего друга он обретёт...
Мне понравилось, как грамотно Луис Сашар отражает поведение героев. В начале книги Брэдли не то улыбается, не то строит сердитую гримасу. Спустя время это уже "полуулыбка-полуоскал". И вот уже Джефф, променявший нового друга Брэдли на других, "растянул рот так широко, что непонятно было, улыбка это или гримаса". Стоит ли говорить о том, что последнее в книге выражение лица Брэдли "даже можно было принять за улыбку"?
Кстати, в оригинале название книги выглядит так: "There’s a Boy in the Girls' Bathroom", написана она в 1988 году. Спасибо издательству @pinkgiraffebooks и Евгении Канищевой за то, что с русским называнием я, возможно, не встречу шквал недовольства среди современных родителей, которые не разрешили бы читать своим детям книгу про мальчиков в девчачьей ванной.
Автор: Екатерина Малая.